Двадцать с лишним лет Западная Европа, с одной стороны, и Россия – с другой, осторожно, с переменным успехом, но продвигались навстречу друг другу в налаживании взаимовыгодного сотрудничества. Совсем не то нынче. Между западом и востоком великого Евразийского континента появился гнойник, наполненный англосаксонским ядом. И если Россия выработала к этому хоть какой-то иммунитет, то континентальная Западная Европа оказалась куда более уязвимой. Там всё ещё питают иллюзии насчёт «атлантической солидарности», не замечая, что политика США и Великобритании направлена против континентальной Европы не меньше, чем против России.
Конкуренция за источники сырья и рынки сбыта между США, ЕС, Японией, а также растущими экономиками стран БРИКС – факт бесспорный. В этой конкурентной борьбе Россия является фактором, который и определит будущий баланс сил. От того, чью сторону займёт Москва, зависит, продолжит ли англосаксонский альянс (США, Канада, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия) играть на планете роль доминирующей силы или же мир окончательно станет многополюсным, когда любой из сторон рискованно начинать войну.
В Вашингтоне и Лондоне прекрасно понимают, что взаимовыгодное сотрудничество ЕС и Евразийского экономического союза да еще и с перспективой подключения к этому КНР, Индии и других стран Азии ослабит заинтересованность Европы в «особых отношениях» с Америкой и подорвёт пресловутую «атлантическую солидарность». Не видя для себя угрозы с востока, континентальные европейцы вряд ли захотят принимать участие в военных авантюрах в Африке и Азии, которые Вашингтон и Лондон затевают в своих интересах. Поэтому англосаксам так важно вбить клин между Евросоюзом и Россией, максимально изолировать и ослабить Российское государство, а в идеале – дезинтегрировать Российскую Федерацию и наложить лапу на ее природные богатства. Другими словами, убрать Россию с «великой шахматной доски» и прочно привязать к себе континентальную Европу.
Возникает, однако, вопрос: чем всё-таки объяснить податливость европейцев, когда англосаксы пытаются втянуть их в противостояние с Россией из-за внутриполитического конфликта на Украине? Конфликта, который начался и перерос в гражданскую войну по указке Вашингтона и при содействии его европейских сателлитов, Польши и стран Балтии.
Если предположить, что министры иностранных дел Германии и Франции, подписывая соглашение о мирном завершении киевского майдана и проведении на Украине досрочных президентских выборов, действовали искренне, то Вашингтон в таком случае просто обвёл европейцев вокруг пальца. Вооруженный государственный переворот, который боевики Правого сектора и самообороны майдана осуществили буквально на следующий день после подписания соглашения, поставил Париж и Берлин в глупое положение.
Согласившись с итогами переворота, не настояв на выполнении оппозицией условий соглашения от 21 февраля, ведущие страны ЕС фактически признали свою несостоятельность перед лицом американского вмешательства в Украине. В таком случае, с чего бы европейцам возмущаться тем, что Россия не осталась в стороне и приняла меры, чтобы остановить агрессию вблизи своих границ? Не могут же «старые» европейцы не понимать, что у России есть на Украине свои интересы и она будет их защищать.
С момента распада Советского Союза США не очень-то и скрывали, что Украине в их политике отведена роль спойлера, вредителя, который не имеет силы быть на международной арене самостоятельным игроком, но вполне может портить жизнь другим в угоду «стратегическому партнеру», каким теперь в Киеве однозначно считают Вашингтон.
Последствия такого «партнерства» для европейцев очевидны. Англосаксы взяли под свой контроль пространство между Балтийским и Чёрным морями, через которое идёт торговля между ЕС и Таможенным союзом. Практически во всех украинских министерствах и ведомствах теперь безраздельно хозяйничают американцы и их конфиденты поляки, приглашённые в качестве советников и консультантов. Такого понятия, как независимая политика Украины, больше не существует: Киев безропотно выполняет то, что ему говорят из-за океана. Это касается и позиции Украины на переговорах с РФ по вопросам обеспечения поставок в Европу российского газа, и выполнения Киевом «рекомендаций» Вашингтона продолжать карательную операцию на Донбассе вопреки попыткам Москвы, Берлина, Парижа направить урегулирование кризиса в мирное русло.
Украину превратили в инструмент поддержания постоянной напряжённости в отношениях между Европой и Россией, а если понадобится – и в инструмент крупных антироссийских провокаций…
Западную Европу всё больше втягивают в обременительные для её экономики оборонные расходы. Размещение дополнительных войск НАТО на границах с Россией и Беларусью на постоянной основе (опять-таки по просьбе сателлитов США) надолго отравит атмосферу доверия, которая едва начала складываться между странами ЕС и ОДКБ.
Европе вряд ли удастся избежать негативных последствий необдуманных внешнеполитических шагов, диктуемых «атлантическим партнёрством». Стремительное падение экономики Украины (а это только начало!) потребует затягивать пояса не от американцев и британцев, а, прежде всего, от налогоплательщиков континентальных стран ЕС.
Потому что, как сокрушается еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, на оздоровление экономики Украины понадобится значительно больше денег по сравнению с тем, что Евросоюз потратил на Грецию. Вряд ли население европейских стран воспримет всё это с энтузиазмом.
ЕС с поразительной настойчивостью идёт к тому, что в результате ассоциации Украины с Европейским союзом перспективы украинской экономики ещё больше ухудшатся и Европа не получит ожидаемого прироста своего экспорта в эту страну. Ведь деградация украинской экономики сопряжена с падением уровня потребления европейских товаров из-за снижения покупательной способности населения Украины.
Безработица на Украине приобретает не только открытые, но и скрытые формы. Только за период с января по апрель 2014 года на 20% возросло число работников, вынужденных уйти в неоплачиваемые отпуска или перейти на неполную занятость. Рост заработной платы и других выплат заморожен на фоне стремительной инфляции. Уровень жизни падает. Малый и средний бизнес разоряется. В первом квартале 2014 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года экспорт украинских товаров сократился на 7,3%, а импорт – на 21,1%. При этом импорт товаров из Германии сократился на 26%, Франции − на 24,5%, Польши − на 22,4%, Италии − на 15,2% [1]. На 10% снизился объем экспорта и импорта услуг.
То есть для европейцев украинский рынок сбыта существенно сузился. И эта тенденция будет развиваться дальше. Так в чём же выгода для стран ЕС от поспешного подписания соглашения об ассоциации? Непонятно.
Это какая-то коррозия европейского мышления. Ведь то, что выгодно США и Британии, вовсе не обязательно должно определять политику всех стран Евросоюза, однако там это словно перестали понимать. Неужели мозги старой Европы бесповоротно поражены старческим маразмом? Не хотелось бы. Жалко старушку.
Впрочем, не всё потеряно. Подрыв Вашингтоном миротворческих усилий Франции и Германии на Украине, скандал с «прослушкой» американцами чиновников Евросоюза и лидеров европейских государств, а также недавнее разоблачение агента разведки США в спецслужбе Германии увеличивают сомнения в преданности англосаксов идее «атлантического партнерства». Все это начинает действовать на граждан стран Европы отрезвляюще.
Обескураживающим для правительства Германии стал, например, опрос немецкой газеты Der Tagesspiegel 6 марта 2014 года. Настолько обескураживающим, что его быстро удалили с сайта газеты. 9420 ее читателей ответили на вопросы о немецко-российских отношениях в связи с событиями в Крыму (тогда еще украинском). При этом получилось, что лишь 4% опрошенных проголосовали за военное вмешательство НАТО на Украине, в то время как подавляющее большинство (78%) выбрали вариант, согласно которому глава Госдепартамента США Джон Керри и канцлер Ангела Меркель объявлялись лицемерами, а Россия – защитницей своих законных интересов.
Более репрезентативный социологический опрос компанииTNS, проведенный по заказу журнала Der Spiegel, показал то же самое: «Большинство немцев считает, что Германии нужно меньше зависеть от США. За это высказалось 57% опрошенных, причём 69% признали, что утратили доверие к американскому союзнику… 50% респондентов выступили за большую самостоятельность Германии в отношениях с Россией. 40% опрошенных считают, что с Россией необходимо установить более тесное партнерство».
На этом фоне есть о чём призадуматься не только Берлину, но и Киеву.
Владимир СЕДОВ