Перед Пасхой Нацбанк Украины заявил, что отбил массированную атаку валютных спекулянтов и констатировал укрепление гривни.
С начала апреля курс национальной валюты неуклонно падал и несколько раз бил антирекорды, опускаясь до нового исторического минимума, — 13.00—13.40 (курс продажи/покупки) за 1 долл. США на межбанковском рынке.
Планомерное снижение курса гривни, менее чем за три месяца потерявшей в весе 60%, существенно подстегнуло цены на потребительском рынке. Хотя финансовые эксперты в один голос уверяли, что гривня недооценена, а ее заниженный курс выгоден экспортерам, которые таким образом сокращают себестоимость собственного производства.
Тем не менее вместо отечественных сталелитейных баронов и миллиардеров-латифундистов, больше других заработавших на курсе доллара, виновниками девальвации национальной валюты СМИ и интернет-ресурсы назвали украинские филиалы российских банков, которые якобы отрабатывали политический заказ Москвы, заинтересованной в дестабилизации ситуации в Украине.
Самым расхожим примером в этой связи стали обвинения СБУ неназванной украинской «дочки» российского финучреждения в финансировании сепаратистов в Луганской обл. Должностные лица банка якобы обналичили 45 млн. грн. и ежедневно зачисляли по $200—500 на счета активных участников акций на востоке.
А на днях в Верховной Раде зарегистрирован проект постановления «О создании временной следственной комиссии для расследования обстоятельств деятельности предприятий консорциума «Альфа-Групп» против интересов Украины». В постановлении фигурируют принадлежащие российским бизнесменам Михаилу Фридману, Герману Хану и Алексею Кузьмичеву «Альфа-Банк Украина» и страховая компания «Альфа-Страхование». Они являются активными участниками дела о банкротстве крупного производителя газобетона — ООО «Завод строительных материалов № 1» (Новая Каховка, Херсонская обл.) и якобы готовы помочь нынешнему спикеру Верховного Совета Крыма Владимиру Константинову демонтировать заводское оборудование и перевезти его в Крым. Хотя всем понятно, что сделать это в нынешней ситуации практически нереально.
На прошлой неделе НБУ все же признал: апрельское снижение курса гривни действительно стало следствием действий валютных спекулянтов, и дал понять, что знает виновников. Руководство регулятора заявило, что временно отключило от Системы подтверждения договоров на межбанковском валютном рынке 14 коммерческих банков, «учитывая дестабилизационное влияние уровня обменных курсов гривни, который применялся этими банками», и «формирование ими негативных ожиданий курсовой динамики гривни».
Официально список банков-нарушителей так и не был опубликован. Но вслед за заявлением НБУ в СМИ стали появляться сначала выдержки из черного списка НБУ, а затем и полный перечень. Некоторые фигурировавшие в нем финучреждения очень занервничали и пригрозили журналистам судебными разбирательствами.
Показательным, однако, стало то, что, по мнению НБУ, российские банки в Украине не имели никакого отношения к искусственной девальвации гривни в апреле. «Героями» стали сугубо украинские учреждения — далеко не лидеры рынка, а столкнувшиеся с проблемами и захотевшие поправить дела на валютных спекуляциях.
Лишь один из них относится к крупным, находясь в третьей десятке рейтинга НБУ. Остальные, по меркам уставного капитала, крепкие середняки или замыкают банковскую «турнирную таблицу». Среди их учредителей есть несколько региональных олигархов, профессиональные банкиры и даже один аграрный бизнесмен — Герой Украины.
Пикантности ситуации добавляет то, что кое-кто из спекулянтов деньги на раскачивание курса занимал у НБУ, поскольку своего капитала на операции банкам не хватало.
Фото Reuters
Одним из свидетельств этого парадокса можно считать антикризисное постановление, увеличившее с 6,5 до 9,5% учетную ставку, по которой коммерческие банки кредитуются у НБУ при нехватке обязательных резервов. Оно было принято вместе с отключением проштрафившихся банкиров от операций на межбанке. Хотя в НБУ и утверждали, что в апреле по сравнению с мартом отток депозитов с банковских счетов снизился в разы, а на валютном рынке наблюдается чистое предложение валюты.
Таким образом, украинский финансовый сектор получил четкий сигнал, что в НБУ не горят желанием финансировать рискованные операции банков, но будут помогать справиться с оттоком депозитов, который продолжается с начала года.
Комментируя нововведения, директор гендепартамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова заявила, что средства, которые население изъяло из банковской системы, могут давить на потребительские цены. Однако соединение двух составляющих — максимальной поддержки банков с целью исполнения ими своих обязательств и содействие увеличению стоимости денежной единицы посредством рычагов процентной политики — является оптимальным вариантом в нестандартной ситуации, в которой оказалась Украина.
На практике девальвация гривни может стать серьезной проблемой для банковской системы, поскольку регулятивный капитал многих финучреждений балансирует на грани допустимого. А отдавать валютные депозиты банкирам приходится уже по новому, более высокому курсу. Поэтому никого из банковских специалистов не удивило решение крупнейшего в Украине «Приватбанка» «отжать» сбережения крымчан, воспользовавшись сменой власти на полуострове. По информации из Крыма, отдавать деньги вкладчикам «Приватбанка» будет уже российский фонд гарантирования вкладов.
Следствием увеличения учетной ставки НБУ будет рост ставок по депозитам и стоимости кредитов. Неаккуратные заемщики будут чаще получать «письма счастья» с предложениями о досрочном погашении кредитов. Очевидно, умножится число различных «хитрых» предложений денег для населения со скрытыми платежами и комиссиями, а «длинные» кредиты для предприятий станут еще более недоступными.
Но пока следствием антикризисных мер НБУ стала временная стабилизация курса гривни на межбанке до 11,15—11,45/$, по данным на 17 апреля, а затем плавный рост доллара с новой нижней отметки. Уже 22 апреля доллар США торговали по курсу 11,5—11,69 грн., а официальный курс НБУ, установленный во второй половине дня, составлял 1124,7453 за $100.
Колебаться в таком широком диапазоне гривня будет еще не один месяц. Ни в правительстве, ни в НБУ не скрывают, что ее укрепление возможно только после первого транша кредита МВФ и международной помощи Украине.
Однако до подведения итогов президентских выборов в стране и вступления на пост нового президента соглашение с МВФ вряд ли будет подписано. А если так, валютные качели продлятся минимум до августа.
Ярослав ДМИТРЕНКО