УКРАИНА

главная

 

экономика

 

политика

 

общество

Европа приучает к пищевой зависимости
28-04-2014, 21:38 | Экономика |
 

   Европейские чиновники не устают демонстрировать свою заинтересованность в создании зоны свободной торговли с Украиной. Вероятно, уже на этой неделе для отечественных экспортеров начнет действовать автономный преференционный торговый режим (АПТР), в рамках которого Евросоюз в одностороннем порядке откроет свой рынок для товаров из нашей страны.

 

 Об этом еще в начале марта говорил президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, подчеркнув, что положение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Украиной даст нам выгоду 500 млн. евро в год.

 

 В Торгово-промышленной палате (ТППУ) корреспонденту «2000» сообщили, что в марте Еврокомиссией был завизирован проект постановления о введении АПТР для Украины, который должен быть подписан Советом ЕС, включающим министров стран-участниц, а затем опубликован в официальном журнале Евросоюза. По последней информации из Еврокомиссии, ожидалось, что это будет сделано 22 апреля, и уже с 23 апреля режим преференций начнет действовать.

 

 Как утверждает директор Департамента экспертиз и сертификации происхождения товаров ТППУ Неонила Ткаченко, обычно все документы Еврокомиссии такого значения проходят процедуру одобрения различных структур ЕС на протяжении целого года. А тут от проекта до вступления в силу пройдет всего-то полтора месяца.

 

 АПТР будет действовать до 1 ноября т. г. и затем его автоматически пролонгируют, если Украина подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, или отменен, если этого не случится. Однако объем квот, описанный в экономической части соглашения, будет действовать в режиме АПТР. Таким образом, украинским экспортерам предлагают за полгода выбрать квоты за год.

 

 Основанием для предоставления преференционного режима станет сертификат происхождения товара формата EUR-1, который экспортерам будет выдавать ТППУ. В дальнейшем выдачей этих документов займутся таможенные органы.

 

 Параллельно с АПТР для отечественных товаров продолжит действовать еще один льготный режим экспорта — генеральная система преференций (ГСП). И экспортеры смогут сами выбрать, по какой из них лучше работать.

 

 Торговые льготы по ГСП для многих украинских товаров металлургической и химической промышленности существуют давно. Продукция же пищевой промышленности ранее не имела никаких преференций и экспортировалась в ЕС на общих основаниях. Поэтому именно пищевики и надеются воспользоваться льготами.

 

 По уточненным данным Еврокомиссии, выгода от АПТР составит 487 млн. евро. Однако сами же еврочиновники признают, что эти данные имеют оценочный характер. По-видимому, уплаченные в прошлом году нашими предприятиями пошлины умножили на квоты из соглашения об ассоциации.

 

 Но, как утверждает правительственный уполномоченный по вопросам евроинтеграции Валерий Пятницкий, 340 млн. евро экономического эффекта от указанной суммы украинская экономика получит от увеличения экспорта агропродукции.

 

 Впрочем, европейские торговые правила содержат немало подводных камней, с которыми придется столкнуться экспортерам-новичкам.

 

 Прежде всего Украина получила относительно небольшой объем квот на беспошлинный ввоз в ЕС сельскохозяйственной продукции там, где ее продукция раньше не поставлялась в Европу.

 

 В частности, для говядины такая квота составляет 12 тыс. т в год, для свинины — 40 тыс. т, для баранины — 1,5 тыс. т с возможностью увеличения за 5 лет до 2,25 тыс. т, для мяса птицы и полуфабрикатов — 36 тыс. т с возможностью увеличения до 40 тыс. т.

 

 По данным Укрстата, в минувшем году сельхозпредприятия реализовали населению около 2 млн. т мяса в живом весе. Таким образом, в рамках режима свободной торговли — даже при самых благоприятных обстоятельствах — производители смогли бы экспортировать в ЕС не более 5% мясной продукции.

 

 В действительности будет еще меньше, поскольку далеко не все потенциальные экспортеры смогут подтвердить качество мяса и собрать необходимые документы.

 

 Чтобы поставлять курятину или свинину в Германию, например, необходимо предоставить на таможне с десяток различных свидетельств, в том числе данные о загрязняющих веществах в продуктах питания, по контролю на остаточные пестициды в растениях и продуктах животного происхождения, предназначенных для потребления человеком, на остатки ветеринарных лекарственных препаратов в живых животных и продуктах, выдерживать требования маркировки и т. д.

 

 Пока лишь немногие производители курятины — «Мироновский хлебопродукт» и «Агромарс» сертифицировали свою продукцию для европейского рынка и в прошлом году открыли пробные поставки в Европу. По итогам минувшего года в ЕС было экспортировано 447 т субпродуктов из птицы на $1 млн., которые закупили производители колбасы и рестораны быстрого питания.

 

 У большинства же агрохозяйств технологический процесс не соответствует европейским регламентам, а небольшие квоты вряд ли будут способствовать многомиллионным вливаниям, которые необходимы, чтобы обеспечить сертификацию продукции для ЕС.

 

 Поставки же мяса сверх квоты по-прежнему облагаются пошлинами, которые у многих производителей отобьют стремление выйти на рынок Европы. Так, например, даже после начала действия АПТР поставки говядины или баранины из Украины будут облагаться пошлиной в 12,8% таможенной стоимости, к которой нужно доплачивать 141,4—311,8 евро за каждые 100 кг.

 

 Свинина в зависимости от номенклатуры облагается пошлинами в 46,7—86,9 евро/ц, а мясо птицы — 18,7—128,3 евро/ц.

 

 Вдобавок придется доплатить за экспорт в конкретную европейскую страну 5—7% таможенной стоимости товара. Ввозные пошлины, установленные отдельными странами, никто не отменял, и они продолжают действовать в режиме ЗСТ.

 

 Таким образом, на примере АПТР наглядно видно, как европейцы защищают своих аграриев.

 

 Украинские молочники получили квоту в объеме 8 тыс. т в год для молока, сливок, сгущенки и йогурта с возможностью ее увеличения до 10 тыс. т. За сверхнормативный экспорт также придется доплачивать. Квота на сухое молоко и сливочное масло составляет по 1,5 тыс. т. За 5 лет она вырастет вдвое. А для яиц и альбуминов — 1,5 тыс. т в скорлупе с возможностью увеличения квоты вдвое и 3 тыс. т — в чистом весе.

 

 По данным статистики, в 2013 г. наши предприятия экспортировали более 30 тыс. т сгущенных молока и сливок — на $76 млн. В Европу — около 25 т, менее чем на $100 тыс. И примерно столько же порошкового молока.

 

 Экспорт сливочного масла составил 3,9 тыс. т на $22 млн. Но и здесь в Европу отправилась чисто символическая партия в 320,8 кг на $4,8 тыс.

 

 Там, где украинские производители успешно осваивали европейский рынок и в обычном торговом режиме, квоты для них оказались существенно заниженными по сравнению с уже существующим объемом экспорта.

 

 Например, наши аграрии смогут беспошлинно поставить в Европу 400 тыс. т кукурузы. Хотя по статистике, в 2013 г. в ЕС было отправлено 7,1 млн. т.

 

 Для пшеницы норма беспошлинной квоты — 950 тыс. т. Однако экспорт ее уже сейчас перевалил за 1 млн. т. Поэтому нарастить беспошлинный ввоз до 250 тыс. т смогут разве что производители ячменя, экспортировавшие в 2013-м в Европу около 50 тыс. т зерна.

 

 Свои интересы не удалось эффективно пролоббировать и пчеловодам, продукцию которых давно потребляют европейцы. В минувшем году в ЕС было экспортировано 17 тыс. т меда на $42 млн. Но только 5 тыс. т можно будет поставить без пошлин. За остальной мед украинцам придется доплачивать 17,3% таможенной стоимости.

 

 О неудовлетворенности квотой — 20,07 тыс. т в год — уже заявили производители сахара. Отраслевая ассоциация «Укрсахар» подписала с Минагрополитики соглашение о том, что аграрное ведомство берется отстаивать увеличение квоты более чем в 10 раз — до 270 тыс. т.

 

 Это вполне логично, ведь в нынешнем виде выделенная квота составляет менее 2% сахара, произведенного Украиной в 2013—2014 маркетинговом году. А с учетом спада в сахарной отрасли — менее 1% ее возможностей.

 

 Введение Евросоюзом в одностороннем порядке АПТР в отношениях с Украиной — жест, безусловно, дружественный. Но больше всего от него выиграют производители зерновых. Ориентировочно на беспошлинном ввозе своей продукции в Европу в пределах выделенных квот аграрии смогут сэкономить не менее 100 млн. евро пошлин.

 

 А чиновники говорят и о том, что сертификация в соответствии с требованиями ЕС приблизит качество продукции отечественных производителей к европейскому. А значит, улучшит качество пищи на нашем столе.

 

 Тем не менее ожидания от создания ЗСТ с Европой явно завышены. И как неоднократно писали «2000», соглашение об ассоциации само по себе не будет способствовать радикальному изменению структуры товарооборота ЕС и Украины, которая сейчас представлена преимущественно полуфабрикатами.

Сырьевая провинция Европы

 По итогам прошлого года, отечественные предприятия наторговали с ЕС на $16,78 млрд. Это 26,5% общего объема экспорта Украины в размере $63,3 млрд.

 

 Самые емкие статьи торговли — металлургические. По данным Госслужбы статистики, в 2013-м европейцам было продано 4 млн. т стальных полуфабрикатов на $1,9 млрд. Иначе говоря, в Европу на дальнейшую переплавку идет каждая третья тонна украинской экспортной стали.

 

 Дополнительно европейцы закупили почти 1 млн. т чугуна на $348 млн. и 275 тыс. т ферросплавов, необходимых для выплавки стали, на $453 млн. Кроме того, в Европу вывозится примерно каждая пятая тонна кокса, экспортируемая украинскими предприятиями.

 

 Железорудное сырье из Полтавы и Кривого Рога традиционно закупается металлургическими заводами Чехии, Словакии, Австрии и Польши. В прошлом году Украина экспортировала в ЕС около 38 млн. т железной руды на $1,7 млрд.

 

 Из минеральных продуктов Европа потребляет украинскую соль, которая применяется и как пищевая добавка, и как дорожный антиобледенитель, а также каолин — белую глину для полиграфической промышленности. Литва и Польша закупают наш строительный щебень, а Италия и Польша — гранит для памятников и облицовки зданий.

 

 По большей части ввоз этих товаров вообще не облагается общеевропейскими пошлинами, или они достаточно малы, чтобы как-то помешать торговле. При этом внутреннее налогообложение в различных формах (дополнительные пошлины, акцизы, НДС) продолжает играть значительную роль в европейской экономической политике и эффективно препятствует ввозу высокотехнологичной продукции. Особенно в тех отраслях, где есть сильные местные производители.

 

 В минувшем году европейцы также купили на $40 млн. титанового концентрата из общего объема его экспорта в $108 млн. Они закупают более трети лакокрасочных покрытий с высоким содержанием диоксида титана, экспортируемых Украиной. В 2013 г. объем поставок составил более 50 тыс. т. на $106 млн.

 

 Из продукции химической отрасли наиболее востребованны азотные удобрения. В прошлом году в ЕС их было экспортировано 539 тыс. т на $168 млн. из общего объема в 3,7 млн. т. Самое востребованное удобрение — карбамид (на $133 млн.).

 

 Европа покупает весь бензол, экспортируемый Украиной, на $83 млн. Это соединение используется в производстве пластмасс и фармацевтических препаратов. В большинстве европейских стран уже знакомы с нашим углем и топливными брикетами. В прошлом году объем их экспорта составил 8,5 млн. т на $737 млн., из которых 3,7 млн. т на $338 млн. закупили страны ЕС. Больше всего — Словакия, Испания и Польша.

 

 Как мы уже отметили, из продуктов растительного происхождения наиболее востребованна кукуруза. В 2013 г. в ЕС было продано 7,1 млн. т на $1,6 млрд. Это почти половина всей экспортируемой кукурузы, в производстве которой в нашей стране заинтересованы французские компании.

 

 В страны ЕС отправилось более 400 тыс. т отечественного подсолнечного масла на $436 млн., или 12,5% всего экспорта. Туда же продаются и две трети отходов переработки подсолнечника — 1,9 млн. т на $489 млн., которые используются для приготовления комбикормов для животных.

 

 Почти все рапсовое масло, произведенное в Украине, также предназначено для Европы. В минувшем году в ЕС было продано около 45 тыс. т биотоплива на $39,5 млн.

 

 А вот украинский сахар не пользуется большим спросом в ЕС — из-за того, что предприятиям на устаревшем оборудовании трудно соблюсти требования чистоты, и вследствие ввозных пошлин. Поэтому в Европу в минувшем году было экспортировано менее 5% всех зарубежных поставок сладкого продукта — всего 6 тыс. т на $3,2 млн.

 

 Тем не менее в Европу идет большая часть патоки, получаемой в процессе производства сахара, — 132 тыс. т более чем на $15 млн. Покупают ее в Нидерландах, Польше, Венгрии, Великобритании и других странах.

 

 Из готовых пищевых продуктов европейцев могут заинтересовать кондитерские и шоколадные изделия. Правда, пока 80—90% их экспортных поставок предназначены для стран СНГ. А если говорить о вафлях, пряниках и печенье, то в ЕС и вовсе продается менее 4% украинской экспортной продукции.

 

 Наша страна практически не экспортирует детское питание. Однако продает в Европу более половины произведенных овощных и фруктовых соков — 75 тыс. т на $154 млн.

Налаживается также экспорт макаронных изделий и равиоли. В Европу идет около 30% экспортных пищевых товаров этой группы. В 2013 г. только в страны ЕС их было продано на $14 млн.

 

 В ЕС идет и почти весь этиловый спирт. Но его объем невелик. Куда более емкая статья экспорта — спиртные напитки. В прошлом году их было экспортировано на $150 млн. Но опять же, более чем две трети алкоголя продавалось в страны СНГ, а в Европу — только на $12 млн.

 

 Еще слабее обстоит дело с экспортом вина. В ЕС попадает менее 2% вин, предназначенных для зарубежных потребителей. Хотя страны Балтии по старой памяти покупают украинское пиво, а Литва является основным европейским покупателем нашего кетчупа.

 Цена дружбы

 

 Конечно, предложив Украине полгода «бесплатного» пребывания в зоне свободной торговли ЕС, европейские чиновники сделали своим украинским коллегам предложение, от которого те не смогут отказаться.

 

 Правительство Арсения Яценюка явно настроено на подписание экономического блока соглашения об ассоциации и даже заикаться не будет о пересмотре условий, от которых в прошлом году отказался Виктор Янукович.

 

 Между тем в оценке этих договоренностей все же следует отталкиваться от существующего негативного внешнеторгового баланса, который превышает $10 млрд., и перспективы исправить его в пользу отечественной промышленности крайне сомнительны.

 

 Как уже сообщали «2000», в прошлом году, еще до обострения политической ситуации, директор Института экономики НАНУ Валерий Геец высказал мнение, что «отсутствие четкой программы имплементации соглашения об ассоциации с ЕС и отсутствие источников финансирования такой программы в совокупности с внешними негативными факторами может привести к потере в краткосрочной перспективе 1—2% ВВП Украины».

 

 Оценив односторонние преференции для Украины всего лишь в полмиллиарда евро, европейские чиновники, сами того не ведая, дали крайне негативную оценку профессионализму своих украинских коллег, готовивших вместе с ними экономическую часть соглашения.

 

 Правда, сторонники евроассоциации утверждают, что возможность беспошлинной торговли с ЕС привлечет в Украину инвесторов, которые будут вкладывать десятки миллиардов в техническое перевооружение предприятий и создание новых. Но рассчитывать на это в нынешних политических условиях по меньшей мере наивно.

 

 К тому же европейские чиновники и бизнесмены почти всегда давали понять, что не собираются реанимировать остатки высокотехнологичного промышленного комплекса, доставшегося Украине от СССР. Но с удовольствием участвовали бы в эксплуатации украинских недр и богатых сырьевых ресурсов.

 

 Поэтому спор между сторонниками и противниками евроассоциации сводится еще и к тому, может ли страна реально развиваться, опираясь на производство и переработку аграрной продукции, состоявшись как сырьевая металлургическая и химическая провинция Европы. Или же Украине необходимо восстанавливать высокоточное машиностроение, аэрокосмическую промышленность, авиа-, судостроение и другие промышленные отрасли в кооперации с Россией?

 

 Ярослав ДМИТРЕНКО

Автор: | Комментарии (0) | Просмотров: 7746 Tweet