Количество видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, обещают сократить на треть, попутно создав единый государственный орган по лицензированию.
Представители новой власти, декларировавшие зеленый свет малому и среднему бизнесу, не могли пройти мимо системы лицензирования, под которую в Украине сегодня подпадает 57 видов предпринимательской деятельности и около 200 различных работ.
На днях в Верховной Раде зарегистрировали законопроект «О лицензировании определенных видов предпринимательской деятельности», который обещает упорядочить эту сферу госрегулирования в Украине и вывести из нее некоторые области бизнеса. Предположительно те, в которых процедура лицензирования используется для ограничения конкуренции и служит благодатным полем для коррупции.
Идеологом и одним из авторов законопроекта стала глава комитета Верховной Рады по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики Александра Кужель, которая предусмотрительно подобрала соавторов из различных политических сил - «Батьківщини», УДАРа, “Свободы”, Партии Регионов, КПУ и группы «Суверенная европейская Украина». Всего в авторском коллективе 10 депутатов. Это должно обеспечить законопроекту кворум при голосовании и его скорое принятие ВР.
Новый подход к лицензированию заключается в том, что ему подлежат исключительно те виды хозяйственной деятельности, которые представляют угрозу жизнью или здоровью людей, природной среде или безопасности государства, в том случае, если другие способы госрегулирования оказываются недостаточными.
Поэтому от необходимости получать лицензии хотят, например, освободить высшие учебные заведения. Сохранится лишь аккредитация направлений образования.
Изменится характер разрешительной деятельности в строительстве, где лицензии необходимы только для работ на объектах IV и V категорий сложности, к которым относятся сложные общественные здания или промышленные объекты, несущие опасность большому числу окружающих.
Предприятиям, осуществляющим пассажирские перевозки, не придется получать лицензионные карты на каждое транспортное средство. Хотя сама фирма-перевозчик, все же, должна получить лицензию на перевозки.
Послабления ожидают и предпринимателей, работающих с вторсырьем. Лицензированию подлежат операции в сфере обращения с опасными отходами и их трансграничное перемещение. Однако, в проекте ничего не говорится о переработке металлолома или аккумуляторов.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, после его принятия лицензирование видов предпринимательской деятельности в Украине сократится на треть, а конкретных работ — сведется к нолю.
Сам же порядок лицензирования на территории Украины должен быть унифицирован. Для контроля над этим Кабмин создаст специально уполномоченный орган по лицензированию и при нем - экспертно-апелляционный совет, который будет рассматривать все спорные вопросы.
Плата за выдачу лицензии устанавливается в размере одной минимальной зарплаты, а переоформление осуществляется бесплатно, если это не предусмотрено другими законами, например, о лотереях.
Для чиновников установлен срок для рассмотрения заявления на выдачу лицензии - 10 дней. За не соблюдение этой даты виновному госслужащему грозит штраф в размере 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (850 грн). В случае повторного нарушения он удваивается.
Необходимость получать лицензии сохранится в банковской и финансовой сферах, на телевидении и радиовещании, в электроэнергетике, производстве алкогольных напитков и табачных изделий, где это и сейчас предписано специальными законами.
Кроме того, продолжат выдавать лицензии на возделывание растений, содержащих наркотические вещества, производство лекарств и розничную торговлю ими, медицинскую практику, охранную деятельность, производство и ремонт огнестрельного оружия и спецсредств, добычу драгоценных и полудрагоценных камней, драгметаллов, производство специальных технических средств для снятия информации с каналов связи и торговлю ими, услуги по технической защите информации, эксплуатацию ракет-носителей, космических аппаратов и их частей, поставки природного газа и транспортировку нефти и еще некоторые виды деятельности.
По сравнению с действующим сейчас законодательством о лицензировании в проекте Александры Кужель отсутствуют землеустроительные работы, пересылка почтовых отправлений, физкультурно-оздоровительная деятельность, разработка проектов, связанных с историческими памятниками и музеефикацией, торговля семенами, социальные услуги и пр. Скорее всего, это и есть те области, где лицензирование отменят.
При этом, некоторые положения законопроекта прописаны нечетко. А любые изменения в разрешительной системе всегда вызывали большой интерес тех, кто от нее зависим: предпринимателей, которые вынуждены получать лицензии, чтобы вести бизнес, и чиновников, зарабатывающих на их выдаче и продлении.
Проект Александры Кужель и ее соавторов составлен таким образом, что оставляет широкое поле для фантазии и одних, и вторых. Поэтому работа над новым лицензионным законом обещает стать не паханным полем для лоббистов из бизнес-ассоциаций и министерств, контролирующих различные виды деятельности.
Непонятно, также, зачем создавать новую бюрократическую структуру, которая будет контролировать область деятельности государства, подлежащую сокращению?
Разве что предполагаемый экспертно-апелляционный совет возьмет на себя контроль за чиновниками из многочисленных профильных министерств, ведающими выдачей лицензий и будет эффективно отслеживать их деятельность не предмет коррупции. В противном случае, новая надстройка сама станет единым коррупционным окном для лицензирования бизнеса.
Ярослав ДМИТРЕНКО