Даже если районные и областные государственные администрации переименуют в префектуры, это не добавит регионам финансовой самостоятельности.
Первоапрельское заявление премьер-министра Арсения Яценюка о том, что правительство должно до 15 апреля подготовить изменения в Конституцию, в которой была бы предусмотрена ликвидация областных и районных госадминистраций и создание вместо них — префектур, было с благодарностью транслировано украинскими СМИ.
По обыкновению, 1 апреля все редакции печатных и цифровых средств массовой информации соревнуются в изобретении самых изощренных мистификаций. А тут удача сама идет в руки.
Тем не менее, буквальное прочтение сказанного Арсением Яценюком на заседании Кабмина о реформе местного самоуправления вовсе не свидетельствует о том, то премьер-министр обещал ликвидировать ОГА и РГА уже в апреле.
Речь идет о поручении, до середины месяца подготовить изменения в Конституцию, в которых была бы предусмотрены ликвидация областных и районных госадминистраций.
По словам премьера, 15 апреля - это первая дата, когда должен появиться проект изменения Конституции, касающихся реформы местного самоуправления, после чего его надо будет отправить в Венецианскую комиссию. Если эти сроки будут соблюдены, то уже в сентябре нынешнего года Верховная Рада сможет проголосовать за окончательную редакцию поправок к Конституции.
Но и после этого, вовсе не факт, что новые административные единицы будут названы префектурами. Г-н Яценюк действительно высказался о том, что в новой украинской Конституции должно быть изменено формирование местных органов власти, в первую очередь ОГА и РГА, «которые должны быть ликвидированы; на их место должны стать префекты, которые не делят деньги, а отвечают исключительно за законность и правопорядок на соответствующих территориях».
Тем не менее, это, все же, не означает, что нынешних губернаторов заменят префектами, а области и районы в ходе реформы обзовут «префектурами», по примеру районов Москвы или регионов Японии.
В ассоциации городов Украины (АГУ) также уверяют, что слова Яценюка не следует воспринимать буквально. Говоря о реформе самоуправления он имел в виду, что столичные назначенцы на местах (как те же губернаторы), по примеру зарубежных «префектов» будут заниматься исключительно контрольными функциями. К тому же, слова «префектура» и «префекты» ни разу не упоминается в утвержденной Кабмином «Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине».
Этот документ был в марте подготовлен новым главой Минрегионразвития Владимиром Гройсманом и оперативно вынесен на утверждение правительством. Хотя изучение самой Концепции показывает, что ее нельзя назвать новой. Да и в ведомстве Гройсмана не скрывают, что использовали наработки своих предшественников.
В АГУ рассказали, что работы по реформированию системы местного самоуправления велись еще в 2008-2009 гг., а затем авторской группой под руководством советника Виктора Януковича, руководителя главного управления по вопросам конституционно-правовой модернизации Администрации Президента Украины — Марины Ставнийчук.
В октябре прошлого года данная Концепция, предполагавшая перераспределение полномочий между государственными и местными органами власти была передана на подпись Виктору Януковичу. Однако, в АП посчитали, что ее реализации нецелесообразна, как минимум до президентских выборов 2015 года. Реально же о каких-то изменениях системы местного самоуправления, оставшись Янукович президентом, можно было бы говорить году так к 2020-му, если не позже.
Однако, в правительстве Яценюка, напротив, заявили о желании ускорить процесс децентрализации власти, чтобы новый формат распределения полномочий между государством и местным самоуправлением заработал уже после выборов в органы местного самоуправления 2015 года.
Реформировать местное самоуправление в Украине явно планируют по образцу Польши. 31 марта в Украину, по приглашению главы Минрегионстроя Владимира Гройсмана, приехали польские эксперты, которые, вместе с украинскими чиновниками, займутся подготовкой законодательной базы.
«Украинско-польская экспертная группа должна наработать модели распределения полномочий между всеми уровнями местного самоуправления (община, район, область), их финансового обеспечения (распределения налоговых поступлений), а также определить механизмы подготовки местных общин к эффективному исполнению нового круга полномочий», - сообщает пресс-служба Минрегионстроительства и ЖКХ.
В соответствии с «Концепцией реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине», городские (поселковые и сельские) органы местного самоуправления наделяются такими основными полномочиями, как:
- местное экономическое развитие (привлечение инвестиций, развитие предпринимательства),
- развитие местной инфраструктуры (дорог, сетей тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения), информационных сетей, объектов соцкультбыта,
- планирование развития территорий,
- вопросы застройки (землеотвод, разрешения на строительство, принятие объектов в эксплуатацию),
- благоустройство территории,
- предоставление жилищно-коммунальных услуг,
- организация пассажирских перевозок,
- содержание дорог коммунальной собственности,
- общественная безопасность,
- тушение пожаров,
- среднее, дошкольное и внешкольное образование,
- скорая медицинская помощь, первичная охрана здоровья, профилактика заболеваний,
- культура и физкультура (содержание и организация раюоты домов культуры, клубов, библиотек, стадионов и т. д.),
- социальная помощь через территориальные центры,
- административные услуги.
Органы исполнительной власти на уровне городов (сел, поселков) предоставляют услуги:
- санитарно-эпидемиологической защиты населения,
- соцзащиты (выплата пенсий, субсидий, компенсаций),
- казначейское обслуживание,
- регистрации гражданских актов.
За районными и областными органами власти остается значительно меньше полномочий. Так, напрмер, на уровне районов:
- предоставляются медицинские услуги вторичного уровня,
- содержатся школы-интернаты общего профиля.
На уровне областей:
- разрабатывается стратегия регионального развития,
- ведется контроль за охраной окружающей среды,
- развитие областной инфраструктуры, прежде всего дорог областного значения, межрайонного и межобластного пассажирского транспорта,
- обеспечение профтехобразования,
- высокоспециализированная медицинская помощь,
- развитие культуры, спорта и туризма.
Как видим, в ходе реформы местного самоуправления, существенному сокращению подвергнутся районные и областные госадминистрации.
Вместо них, по выражению Арсения Яценюка останутся префектуры, наделенные в основном контрольными функциями. По опыту Польши, органы самоуправления района и области не являются надзорными или вышестоящими для городских или сельских.
В качестве финансового обеспечения расширенных полномочий органам местного самоуправления планируется передать поступления от одного из главных налогов-наполнителей Госбюджета - налога на прибыль предприятий.
Кроме того, власти планируют, что на местах будут более эффективно использовать собственные ресурсы, как-то возможности продажи земельных участков, сдачи в аренду коммунальной недвижимости, привлечения инвестиций.
Наконец, местные власти смогут по своему усмотрению определять перечень местных налогов и ставку по ним. Получат возможность привлекать заемные средства без гарантий на то от центральных органов власти под залог коммунального имущества, для реализации собственных инфраструктурных проектов.
Так, например, глава Днепропетровского облсовета Евгений Удод, комментируя недавно тему реформы местного самоуправления, заявил, что, при модели децентрализации в регионе должно оставаться 70% доходов. В то время как «согласно действующей модели финансирования, доходы, получаемые Днепропетровской область, распределяются из расчета - 35% остаются в регионе, а 65% направляются в госбюджет».
«По итогам 2013 года Днепропетровская область заработала 29,1 млрд. грн., из которых 19 млрд. грн. ушло в госбюджет, а 10,1 млрд. грн. - осталось в области. Затем в виде трансфертов из госбюджета вернулось еще 5,9 млрд. грн.
При модели децентрализации в регионе должно было бы остаться порядка 20 млрд. грн., а с таким уровнем финансирования Днепропетровская область за 3 года смогла бы завершить строительство метрополитена, окружной дороги и съездов с Кайдацкого моста», - утверждает Удод.
Впрочем, тот же польский опыт показывает, что самым маленьким звеньям местного самоуправления — гминам (в наших условиях — исполкомам городских, сельских советов) практически нереально добиться финансовой независимости, поскольку 90% налогов собирается государством и перераспределяется в виде субвенций. По-видимому, нечто подобное после реформы ожидает и Украину.
Кроме того, реформа местного самоуправления влечет за собой административную реформу и перекройку границ областей, районов, городов и поселков.
Так, например, в той же Польше, в ходе админреформы в 70-х гг прошлого века, была ликвидирована система из 300 поветов, количество воеводств увеличено с 17 до 49, а территориальных общин, напротив, уменьшилось с 4313 до 2394. Затем в 1999 году поветы вернули. Но их стало уже 373. Количество воеводств сократилось до 16, а гминов — увеличилось до 2489.
Украине также не избежать перекройки границ. Местные элиты, на территории которых расположены крупнейшие предприятия-плательщики налогов наверняка были бы не против повысить свой статус. Жители депрессивных населенных пунктов тоже будут только рады, если их присоединят и будут финансировать более развитые территории.
Ярослав ДМИТРЕНКО