Пока Россия один за другим принимает законы о присоединении Крыма, международные финансовые институты предлагают Украине все новые программы финансовой помощи, при этом правительство в Киеве все больше сближается с ЕС и обещает провести «самые жесткие реформы», чтобы воскресить экономику страны.
Справятся ли новые власти? Вот четыре неприятные правды об Украине и людях, которые ей управляют сейчас, пишет журнал Businessweek.
1. Многие из новых лидеров были причастны к прежней политике, которая превратила страну в экономического инвалида. Премьер Арсений Яценюк, и.о. президента Александр Турчинов, министр финансов Александр Шлапак и другие члены временного правительства уже играли ключевые роли при Викторе Януковиче и Юлии Тимошенко. Как и их предшественники, они не смогли ни обуздать коррупцию, ни сделать экономику эффективной.
2. Украина УЖЕ потратила огромные суммы международной помощи. Со времен обретения этой страной независимости ЕС выделил ей 3,3 млрд евро в виде грантов и 10,5 млрд в виде кредитов – и это только консолидированная помощь, кредиты отдельных стран тут не учтены. Если прибавить и их, пишет Businessweek, получится больше $30 млрд. И куда ушли эти деньги?
3. Новое правительство – это хрупкая коалиция, и в ней есть довольно пугающие элементы. Когда Путин говорит, что Украиной правят экстремисты, он не то чтобы совсем не прав. В правительстве действительно представлены политики от ультраправой партии «Свобода» (вице-премьер Александр Сыч, министр обороны Игорь Тенюх, лидер объединения Олег Тягнибок собирается баллотироваться в президенты), националист Андрей Парубий – председатель Совбеза Украины. «Свобода» – популисты и вполне могут взбунтоваться, когда Запад потребует экономических жертв в обмен на помощь.
4. Наконец, Украине нужна Россия. Хотя Киев и стремится на запад, отвернуться от восточного соседа он не может, и дело тут не только в пресловутом газе. Дело еще и в ежегодных $15 млрд, которые Украина получает от экспорта в Россию стали, железа, зерна и другой продукции. Не стоит забывать и о глубочайших историко-культурных связях двух стран.
Ира Соломонова