Верховная Рада решила подбросить дровишек в костер гражданского противостояния.
Вероятно, немало жителей Украины хотели бы сохранить привычный образ жизни, остаться вне майданов и антимайданов, и уж тем более не иметь никакого отношения к крымскому кризису. Но, похоже, за них уже все решили киевские политики.
В четверг Верховная Рада приняла за основу с сокращенным сроком подготовки законопроект Сергея Соболева «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины»
В заключении главного научно-экспертного управления ВР, анализировавшего этот документ, указано, что его принятие обусловлено чрезвычайными обстоятельствами, а соответствующих ему аналогов в мире практически не существует, за исключением закона Грузии «Об оккупированных территориях» от 23 октября 2003 г., положения которого в значительной мере воспроизведены в законопроекте Соболева.
Эксперты признали, что содержание законопроекта связано с ограничениями гражданских прав, требует согласования с нормами международного права и, очевидно, станет предметом пристального внимания международного сообщества. Поэтому, прежде чем принимать, документ неплохо бы направить на экспертизу Венецианской комиссии.
Какие же права и свободы собираются ограничить украинские парламентарии в связи с аннексией Крыма Россией?
Прежде всего это «свобода» для граждан Украины — не ездить в Крым и не заниматься там хозяйственной деятельностью.
6-я статья документа с красноречивым названием «ограничение свободы передвижения на временно оккупированной территории» предполагает, что посещение Крыма станет возможным исключительно по спецразрешениям и через пункты въезда-выезда в порядке, установленном Кабмином. Но это и так было очевидно. Посещать полуостров граждане Украины должны будут как территорию иностранного государства. Кроме того, власти опасаются проникновения на материковую Украину вооруженных людей из Крыма.
Очередь в паспортный стол в Севастополе. Фото Reuters
Следующий пункт законопроекта фактически является ответом на попытку крымских властей национализировать собственность государства Украина на территории полуострова. Статья 7 декларирует сохранность за физическими и юридическими лицами прав собственности в Крыму и денонсирует любые сделки, произведенные с нарушениями украинских законов.
Тем не менее после принятия законопроекта г-на Соболева в его нынешнем виде любое приобретение имущества на крымской территории украинскими гражданами становится невозможным, если только оно не было получено по наследству или по завещанию.
А вот дальше явный перебор. Статья 8 документа регулирует экономическую деятельность, а фактически блокирует хозяйственные связи между Крымом и материковой Украиной.
Украинские парламентарии готовы запретить любую предпринимательскую и некоммерческую деятельность, связанную с лицензированием, получением разрешительных документов, сертификатов и т. д., организацию железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и паромного сообщения, финансирование бизнеса в Крыму и даже осуществление денежных переводов.
Рядовые украинцы могли бы спокойно пережить без отдыха в Крыму даже не один, а много сезонов. Но украинскому бизнесу на полуострове и многочисленным предпринимателям, продающим в Крыму свои товары или закупающим произведенные в бывшей автономии, теперь придется рвать устоявшиеся связи. А это чревато убытками и для самих бизнесменов, и для экономики.
С большой долей вероятности, украинские предприниматели, имеющие в Крыму серьезный бизнес, вынуждены будут спешно продавать свои активы, ведь законопроектом Соболева для нарушителей предусмотрены более чем серьезные наказания.
В частности, предполагается дополнить Уголовный кодекс статьей о «нарушении ограничений (запретов) экономической деятельности на оккупированной территории», предполагающей лишение свободы от 3 до 6 лет. Те же действия, совершенные по предварительному сговору или служебным лицом, влекут за собой заключение на 5—8 лет с конфискацией имущества, а в составе организованной группы — на 7—10 лет.
За нарушение порядка въезда-выезда на оккупированную территорию можно получить 3—5 лет тюрьмы, а в отягчающих случаях — и до 9.
Не забыли депутаты и о «пособниках оккупантов». Статью о государственной измене, за которую предполагается лишение свободы на 10—15 лет, хотят дополнить «коллаборационистской деятельностью». Под последеней следует понимать сознательное, добровольное сотрудничество с оккупационной державой и ее представителями во вред государственным интересам Украины.
Будет ли в таком ключе трактоваться, например, информационный запрос в официальные крымские или московские учреждения с целью написать статью о ситуации на полуострове, это еще вопрос. Но то, что теперь объявить коллаборационистом можно директора любого предприятия, поставляющего в Россию оборудование двойного назначения, это уж точно.
Голосование за «обеспечение прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины» прошло на редкость единодушно. За принятие в первом чтении законопроекта Сергея Соболева проголосовало 276 депутатов 308 присутствовавших в сессионном зале. Ни одного против, 38 — не голосовали, в том числе в полном составе — фракция КПУ.
Надо полагать, таким образом парламентарии решили наказать всем скопом жителей Крыма, а заодно и тех жителей Украины, которые имеют родственников на полуострове или с пониманием относятся к выбору крымчан и не намерены отказываться от поездок на ЮБК. И кто после этого «гоблин»?
Ярослав ДМИТРЕНКО