Институт социальных технологий Социополис опубликовал результаты социологического опроса, проведенного во второй половине января 2014 года среди населения Украины [1].
Согласно исследованию, уровень доверия граждан основным социальным институтам на Украине оказался чрезвычайно низким – треть населения не доверяют никаким органам власти, их представителям или иным общественным организациям и институтам. Верховная Рада, милиция, армия, суды и политические партии практически не пользуются доверием у украинского народа. См. рис.1.
Рис.1. Распределение ответов населения Украины на вопрос о том, кому сегодня можно доверять, (%).
Из диаграммы видно, что рейтинг доверия В. Януковичу находится почти на том же уровне, как и рейтинг СМИ, что для действующего Президента является крайне низким показателем. Единственный институт, которому, по мнению украинского народа, можно в сложившейся ситуации доверять, это Церковь [2]. Представители ее предпринимают активные попытки примирения противостоящих сторон.
Казалось бы, вот та сила, которая может примирить не только граждан страны, находящейся в сложной политической ситуации, но и объединить народы, для которых православие является цивилизационно значимой религией.
Большинство населения Украины называют себя верующими – по различным социологическим опросам численность верующих (в силу убеждений или традиций) составляет около 70% населения (актуальная официальная статистика по религиозной принадлежности в стране отсутствует). Христианство – доминирующая религия – в целом представлено пятью церквями – это Украинская Православная церковь Московского Патриархата, Украинская Православная церковь Киевского Патриархата, Украинская Автокефальная Православная церковь, Украинская Римско-Католическая церковь и Украинская Греко-Католическая церковь. Большинство верующих на Украине – православные, Православие же является традиционной для этой страны религией. По данным социологического исследования, проведенного в 2011 году, 46% жителей Украины относят себя к членам Украинской
Православной церкви Московского Патриархата, 22% - Украинской Православной церкви Киевского Патриархата, 10% - греко-католики, примерно 3% - протестанты [3]. См. рис.2.
Рис.2. Членами какой христианской церкви считают себя украинцы, (%).
Итак, прихожан, относящих себя к УПЦ Московского Патриархата на Украине численно больше, чем представителей иных религиозных организаций, относящих себя к христианским церквям.
Возможно ли использование этого большинства для преодоления антироссийских настроений? Главы церквей не остаются в стороне от политической ситуации и руководители практически всех конфессий выступили с призывами о переговорах и недопустимости кровопролития, а в их заявлениях четко прослеживается определенная политическая позиция.
Украинская Православная Церковь Московского Патриархата выступает с призывами к миру и диалогу. 19 января монахи Киевско-Печерской лавры разместились в нейтральной зоне между митингующими и бойцами отряда «Беркут», вышли как миротворцы, с хоругвями, иконами и молитвами. Батюшки, стоявшие между баррикадами, потом писали: «Сколько людей подходило (и в масках тоже! тайком) и благодарили, что мы стоим там». Подходили как со стороны военных, так и со стороны митингующих, угощали горячим кофе.
Православные монахи показывают обществу пример, пример человеколюбия и исполнения долга. Но какова официальная позиция УПЦМП? Кроме призывов к перемирию и диалогу практически отсутствует выраженная поддержка линии сохранения дружественных отношений с Россией. Или прослеживается иное – например, в конце сентября было опубликовано Обращение Церквей и религиозных организаций к украинскому народу, в котором, в частности, говорится следующее. «Исторически так сложилось, что с давних времен украинский народ был частью европейского цивилизационного пространства. Во взаимосвязи с Европой, ее духовной, культурной, образовательной, правовой традиции строилась наша общественная и государственная жизнь. Сейчас Украина стоит перед выбором пути своего дальнейшего развития. По нашему мнению, будущее Украины естественно обусловлено нашими историческими корнями – быть независимым государством в кругу свободных европейских народов. Убеждены, что этот выбор не является и не может считаться противопоставлением Украины нашему историческом соседу – России. Ведь ее государственность, история и культура тоже тесно связаны с Европой.» Этот документ был подписан, в том числе, и Предстоятелем УПЦМП. Основной посыл его – интеграция с европейскими государствами, кроме того Россия в нем также представляется чуть ли не частью европейской цивилизации. Что еще любопытного в данном тексте? То, что в нем фактически заложен только один возможный вектор движения Украины – интеграция в европейское пространство, с противопоставлением России или без него.
Со стороны Православной Церкви Киевского Патриархата явно звучат призывы в поддержку оппозиционеров. Епископ Вышгородский в декабре в своем выступлении призвал украинцев «присоединяться к майданам во всех регионах» [4] страны.
А какова точка зрения католических священников? Греко- и римо-католики открыто выступают в поддержку оппозиционеров. Священник Украинской Греко-католической церкви Феодосий Ивашков тоже находится на Майдане и молится за «будущее Украины», утверждая, что молодые люди «не хотят жить в тоталитарной безбожной стране, которую им строит нынешняя власть» [5]. Ректор львовской семинарии УГКЦ 3 декабря в сопровождении своих коллег присутствовал на Майдане с лозунгом «С Богом – к победе» среди оппозиционеров.
Можно сказать, что позиция Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в целом нейтральная (хотя зачастую и двойственна), остальные церкви однозначно заявляют о себе как о сторонниках оппозиционных сил.
А что думает по этому поводу украинский народ? Каждый четвертый полагает, что у Украины должен быть собственный путь, не связанный ни со вступлением в Таможенный Союз, ни с членством в Евросоюзе. См. рис.3.
Рис.3. Мнение украинцев о приоритетном направлении внешней политики Украины, (%).
Итак, две противоположные позиции, два возможных направления внешнеполитического движения. Можно ли доверие к Церкви рассматривать как один из уже немногих оставшихся факторов единения украинского и российского народа? Похоже, что уже нельзя. Степень поляризации украинского общества по политическим убеждениям очень высока, и она только усиливается с внесением в политические лозунги религиозных акцентов. Религия не становится в этой ситуации фактором единения, напротив, она используется как мощный механизм формирования определенной политической позиции в сознании населения.
В свете изложенного становится особенно важным вопрос о сохранении единства Русской Православной Церкви, как одной из консолидирующих основ существования этнокультурно и традиционно православных российских народов.
Эксперт Центра Хвыля-Олинтер Н.А.
[1] Выборка составила 1650 человек (постоянных жителей Украины старше 18 лет). 80 населенных пунктов, в том числе г. Киев и Автономная Республика Крым.
[2] В данном случае речь идет о совокупности религиозных организаций, этот обобщающий термин был применен в исходном исследовании.
[3] Институт социологии Национальной академии наук Украины, социологическое исследование на тему «Религия в Украине: конфессии, отношения, верующие», 2011.
[4] Религиозно-информационная служба в Украине (РИСУ).
[5] http://searchnews.info/