|
|
Евросоюз в ступоре
15-10-2011, 15:19 | Экономика | |
|
|
Американский миллиардер Джордж Сорос и 95 бывших чиновников Евросоюза обратились с открытым письмом в газете Financial Times к властям еврозоны. Если коротко, они предлагают создать общеевропейский Минфин. А по сути, призывают страны Европы к превращению в конфедерацию (по принципу Швейцарии). Идея хорошая, если бы не камень на шее под названием Греция. Рекомендации Сороса расходятся с позицией некоторых европейских лидеров. Британский премьер Дэвид Кэмерон считает, что достаточно консолидировать только деньги фонда стабильности. А объединяться не нужно…
В Украине, занятой поглощением информации о реакции мировой общественности на приговор Юлии Тимошенко, на письмо «95+Сорос» почти не обратили внимания. Проблемы евроинтеграции волнуют нас исключительно в плане собственной перспективы присоединения, а тот нюанс, что присоединяться, возможно, будет некуда, отходит на второй план. Зря. Поскольку вопрос стоит ребром: или Евросоюз «сбегается», или «разбегается», не пережив испытание бытом. Точнее, экономическим кризисом.
Площадкой для обмена мнениями влиятельные деятели международного масштаба избрали Financial Times. Если Сорос призвал интегрироваться, то британский премьер Дэвид Кэмерон просто «улучшил» настроение широкой общественности, заявив: у ЕС осталось всего несколько недель для предотвращения экономической катастрофы. Естественно, на столь «оптимистичный» прогноз тут же отреагировали почти все мировые биржи, завершив торги заметным падением.
Вообще, слово «кризис», похоже, стало доминирующим термином в новостях из Европы за последнюю неделю. Все говорят о кризисе и возможных шагах по выходу из него, но на поверку очевидно, что никаких шагов нет и это просто разговоры. Точнее, монологи лидеров по принципу «Тихо сам с собою я веду беседу…».
Так, Сорос и 95 «неспартанцев» предрекают планетарный шок. Точнее, развал глобальной финансовой системы из-за проблем в ЕС. Авторы письма отмечают, что меры, которые принимаются в настоящее время, слишком незначительны и слишком несвоевременны, они только увеличивают риски глобального финансового обвала.
Поэтому властям ЕС следует прислушаться к плану старины Сороса, который основывается на трех основных пунктах. Первое – правительства стран еврозоны должны достигнуть принципиальной договоренности о создании общего Министерства финансов еврозоны. Второе – передать крупные банки под управление Европейского центрального банка (ЕЦБ) в обмен на временные гарантии и перманентную рекапитализацию. Третье – ЕЦБ позволит бедствующим странам, например, Италии и Испании, временно рефинансировать их долги под минимальные проценты.
Обращение было подписано, в частности, бывшим министром финансов Германии Гансом Эйхелем, экс-министром иностранных дел Франции Бернаром Кушнером и другими видными деятелями. То, под чем они подписались, фактически означает призыв к созданию Союза Европейских Капиталистических Республик и европейской конфедерации. Единый Минфин не может существовать без унифицированной налоговой политики во всех странах Евросоюза и единого казначейства. А это означает сведенный бюджет ЕС. В свою очередь, такое «блюдо» невозможно без единой системы бюджетных трансфертов, дотации регионов, перераспределения средств. И единой социальной политики, что предполагает создание вслед за Минфином общеевропейского Министерства социальной политики и трудовых ресурсов. А там уже до унификации пенсионных систем недалеко. И до единой армии для обороны от внешнего врага.
Теоретически классная перспектива, но практически довольно сложная, если учесть, что все страны имеют разный экономический потенциал. И даже неспециалисту понятно, что Германия будет дотировать Болгарию, а не Болгария Германию. Ангеле Меркель это нужно?
Не удивительно, что Меркель и ее французский коллега Николя Саркози пообещали до конца текущего месяца подготовить собственный план европейского спасения, а затем и пересмотреть документы, лежащие в основе Евросоюза. Подробный пакет мер будет представлен на ноябрьском саммите "большой двадцатки" и включит в себя действия по стабилизации валютного союза и поддержке финансово-кредитных институтов. При этом главный упор они сделают на поддержание ликвидности европейской банковской системы силами ЕЦБ и стабилизационного фонда. Что же касается идеи общего Минфина, то к ней лидеры Франции и Германии, кажется, отнеслись скептически. Намекнув, что это даже не завтрашнего дня вопрос.
Сорос в свою очередь согласился, что заключение договора о едином Министерстве финансов – дело долгое. Но евростабфонд, на который сейчас делается упор, он выходом не считает. И настаивает на надгосударственной настройке. «Это лишь источник финансирования, а как расходовать деньги, решают сами государства по отдельности, – пишет миллиардер. – Чтобы фонд мог сотрудничать с ЕЦБ, потребуется новое межправительственное агентство…».
Собственный месседж послал Германии и Франции британский премьер. Дэвид Кэмерон считает, что нужно преодолеть разногласия и согласовать до конца года не три (как предлагает Сорос), а пять шагов, необходимых для преодоления неопределенности вокруг еврозоны. В том числе – увеличить объем и возможности Европейского фонда финансовой стабильности, провести вызывающие доверие инвесторов стресс-тесты европейских банков и принять план рекапитализации банков, устранить неопределенность в отношении будущего Греции, усилить роль МВФ в разрешении кризиса. Он также выступает за более глубокую интеграцию в еврозоне и укрепление механизмов управления в ЕС. Заключительным пунктом плана британского премьера является усиление единого рынка Европы. «Вот такое меню. Это не à la carte. Выполнить нужно все условия, – заявил он. – Времени мало, ситуация нестабильна».
На такое паническое заявление в привычном взвешенном стиле откликнулся глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Выступая в Европарламенте, он обнародовал план рекапитализации европейских банков и обозначил его основные параметры. Банки должны отказаться от выплаты бонусов и дивидендов и значительно поднять коэффициент достаточности капитала. По нынешним международным требованиям этот показатель обеспеченности выдаваемых кредитов собственными средствам банка должен равняться 7%. По неофициальным данным, регуляторы ЕС хотят поднять его до 9%.
По словам Баррозу, для пополнения кассы банки сначала должны использовать частные источники капитала, затем, при необходимости обратиться к национальным правительствам, а только в самом крайнем случае запросить кредит у Европейского фонда спасения.
Каким будет масштаб очередной рекапитализации европейских банков, Баррозу не сказал. Ранее МВФ заявлял, что банкам Европы необходимо увеличить капитал на 200 млрд. евро. Наблюдатели полагают, что конкретная цифра может прозвучать на встрече министров финансов ЕС 21 октября.
За потугами евробюрократов и менторством Джорджа Сороса с ухмылкой наблюдает нынешний премьер и будущий президент России Владимир Путин. В интервью китайским (!) СМИ он заявил, что кризис в Европе, по его мнению, носит не финансовый характер, а политический. «Проблема долгов в Европе существует как результат отступления от должной финансовой дисциплины. Но это больше политическая, чем финансовая проблема. Крупным странам нужно сконцентрировать ресурсы и подставить плечо тем, кто оказался в тяжелой ситуации. Но это сложное решение для руководителей стран, поскольку население часто выступает против таких мер», – отметил Путин.
Он также скептически отозвался о возможностях межгосударственных объединений решать судьбы мира. Как известно, 3-4 ноября 2011 года в Каннах пройдет саммит "большой двадцатки" (G20), который должен принять хоть какое-то решение относительно Греции. То ли простить ей долги, то ли обанкротить в конце концов, чтобы не мучалась. Судя по всему, Путин не верит, что лидеры ведущих стран мира возьмут на себя ответственность за развязку «дела Греции». И она обанкротится самостоятельно, уже без их дружеского участия.
Автор: Галина Акимова Источник - Версии.| Комментарии (0) | Просмотров: 71 Tweet
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|