УКРАИНА

главная

 

экономика

 

политика

 

общество

Пищевая цепочка для электората
4-02-2014, 21:51 | Общество |
 

 В минувшем году цены на основные продукты питания не давали особого повода для беспокойства. Больших ценовых скачков, как, например, в 2011 году, когда за считанные дни в разы подорожала гречневая крупа, или могла и вовсе исчезнуть с прилавков, не было.

 

 Более того, по данным Минэкономразвития, при общем росте потребительских цен в 2013 году на 0,5%, продукты питания даже подешевели на 0,8%. Как заявил недавно директор департамента развития реального сектора экономики Минэкономразвития Олег Пендзин, в прошлом году, в целом, подешевели фрукты – на 17,4%, гречка – на 16,7%, подсолнечное масло – на 8,5%, мука пшеничная – на 6,4%. На 3,5% подешевели рыба и рыбопродукты, на 3,1% – мясо.

 

 По мнению г-на Пендзина, высокий урожай зерновых, собранный в прошлом году, станет фактором стабильности не только для цен на хлеб и муку, но и на мясо. Поскольку большая часть зерна используется, в качестве кормового.

 

 Внутренний рынок будет достаточно наполнен и подсолнечным маслом. Этому способствует незначительная часть внутреннего потребления, по сравнению с производством и экспортом подсолнечника – не более 15%.

 

 Тем не менее, прогнозы на 2014 год все же менее оптимистичны, чем реалии прошлого года. А некоторых украинских чиновников и вовсе одолевают плохие экономические предчувствия.

 

 Подогревают эти настроения недавнее проседание курса гривны и перспективы отлучения от российского кредита без видимых пока надежд на миллиардные западные вливания в экономику.

 

 В этой ситуации, чтобы избежать хаоса на потребительском рынке, властям ничего не остается, как ужесточить государственное регулирование цен на товары первой необходимости, заметное место среди которых занимают продукты питания.

 

 И в конце января председатель Государственной инспекции по контролю за ценами Александр Киселев уже заявил, что это ведомство будет ходатайствовать перед Кабмином об увеличении перечня социально значимых товаров и услуг, цены на которые регулируются государством товарами из борщевого набора, в который входят картофель, капуста, морковь, свекла и лук.

 

 Ранее эти овощи входили в список товаров с регулируемым ценообразованием. Но в 2005 году выбыли из него. В настоящее время в перечень социально значимых продуктов питания входят мука и хлеб пшеничный, а также пшенично-ржаной, вермишель, гречка и рис, свинина и говядина (на кости), мясо птицы, сало, вареная колбаса I сорта, молоко, жирностью 2,5% и сметана — 20%, сыр мягкий, сливочное и подсолнечное масло, куриные яйца, сахар и соль. Из борщевого набора в перечне — только картофель.

 

 Согласно законодательству, производители обязаны уведомлять Госценинспекцию о повышении цен на такие товары более чем на 1%. А государство, в свою очередь, имеет право ограничить рентабельность производства и торговую надбавку на социально значимые товары и услуги. Как правило, эти показатели не могут превышать 7–10%.

 

 Производители все же находят возможность обходить эти ограничения. Низкую рентабельность социального хлеба они компенсируют высокой нормой прибыли для премиум-сортов или кондитерских изделий. Молочники выпускают продукцию с жирностью, не подлежащей ограничениям и т.д.

 

 Последний мониторинг стоимости пищевых продуктов, проведенный Госценинспекцией, показал, что во второй декаде января цены на продовольственные товары колебались в районе 1–3%.

 

 Причем, наибольший рост показали именно овощи «борщевого набора» — картофель и лук (2,2%), морковь (1,5%), свекла (1,3%) и капуста (1,2%). Тогда как цены на крупы и молочные продукты после новогодних праздников повысились на считанные доли процента.

 

 Хлеб, подсолнечное масло и мясо незначительно подешевели. Сало подешевело на 2,3%, а яйца — так на все 15,8%.

 

 «Никаких тенденций к подорожанию продовольственных товаров из-за политических событий в стране нет и не будет, – утверждает г-н Киселев. Те изменения, которые имеются, чиновник считает типовыми для этого времени года, т. е. сезонными.

 

 И все же глава Госценинспекции считает необходимым расширить перечень социально значимых товаров овощами из борщевого набора. Не потому ли, что официальная статистика, которую зачастую составляют для успокоения вышестоящего начальства, расходится с неофициальной?

 

 Уже писали, что по данным информагентства «АПК-Информ» (проект «Овощи и фрукты») на 1 ноября 2013 года, по сравнению с аналогичной датой 2012 года, лук подорожал почти в пять раз, картофель — более чем в три раза, морковь и свекла — наполовину. Подешевела только капуста. А в целом стоимость борщевого набора подорожала более чем в 3 раза.

Хотя этот анализ делался за два месяца до нового года, маловероятно, что за последний месяц осени и два зимних ситуация с ценами радикально развернулась в пользу потребителя.

 

 Да и чиновники, выступая за включение овощей для приготовления борща в список социально значимых, фактически сделали выбор в пользу независимой оценки.

Примечательно, что в «АПК-Информ» отрицательно отреагировали на желание инспекции по контролю за ценами расширить полномочия за счет аграриев-овощеводов и перекупщиков этой продукции.

 

 Руководитель проекта «Овощи и фрукты» Татьяна Гетьман в интервью latifundist.com негативно отозвалась об инициативе чиновников. По ее словам, контролировать цену можно будет, в основном, в сетях, на долю которых в зимний период приходится более 50% реализации картофеля и овощей борщового набора. А ситуация на рынках Госценинспекции будет не подконтрольна.

 

 В результате, сети, снизив закупочные цены, вынудят производителей продавать продукцию через продовольственные рынки. А это чревато ценовым ажиотажем и ощутимым потерям для государственного бюджета Украины.

 

 От себя добавим, если государство решится внести борщевой набор в перечень социально значимого, многие фермеры выращиванию регулируемой морковки предпочтут томаты или баклажаны. Предложение социально значимых овощей сократится, а цены на них неминуемо вырастут.

 

 Однако такой вариант развития событий, наверное, не сильно беспокоит существующую власть. Для них 2014 год — прежде всего предвыборный. А любые неконтролируемые скачки цен, особенно, на самое необходимое, – это проблемы в общении с электоратом.

 

 Не случайно в конце января глава Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Рафаэль Кузьмин также решил поучаствовать в решении «пищевого вопроса», заявив, что к марту АМКУ готов будет озвучить наказание для 21 продуктовой сети, которые антимонопольщики уличили в картельном сговоре с целью завышения цена на продукты.

 

 В АМКУ настаивают на том, что в 2010–2011 гг. крупнейшие продуктовые сети Украины, в том числе «АТБ-Маркет», «Сільпо», «Фуршет», «Метро», «Билла» и прочие, с помощью маркетинговой компании «AC Nielsen Украина» обменивались информацией о ценах и накручивали их в свою пользу. Из-за чего стоимость многих продуктов в супермаркетах росла непропорционально высоко, по сравнению с индексом потребительских цен.

 

 Теперь АМКУ вправе наказать ритейлеров за сговор штрафом в размере до 10% годового оборота каждой компании. А это огромные суммы. В общем, речь идет ни много ни мало о 20 млрд. грн.

 

 Но, очевидно, такие штрафы от ведомства Кузьмина ритейлерам не грозят. Многие отделаются легким испугом или проведут реорганизацию, чтобы избежать банкротства.

 

 Платой же за такое решение вопроса, наверняка, станет джентльменское соглашение властей и ритейлеров, чтобы последние до выборов сдерживали цены на основные продукты питания.

 

 Это позволит властям не потерять поддержку малообеспеченной части украинцев, для которой колебания цен продукты первой необходимости очень чувствительны. И выбьет козырь из рук политических оппонентов, которым был бы на руку абсолютно противоположный сценарий.

Ярослав ДМИТРЕНКО

Автор: | Комментарии (0) | Просмотров: 6624