УКРАИНА

главная

 

экономика

 

политика

 

общество

Никто не сомневается, что компенсировать в предвыборный год просчеты на политической ниве власть будет социальными обещаниями.
26-01-2014, 13:58 | Экономика |
 

  Из разряда таких — недавнее заявление Николая Азарова о планах повысить в текущем году социальные стандарты, увеличить финансирование социальных задач и поддержать регионы.«В условиях мирового кризиса Украина — едва ли не единственная европейская страна, которая продолжает политику повышения социальных стандартов», — заявил премьер. По его словам, минимальная зарплата (МЗП) в Украине будет повышаться трижды: с 1 января, 1 июля и 1 октября. И в результате почти в два раза превысит уровень 2009 г.

 

 Для сравнения: в нынешний год украинцы вошли с «минималкой» в 1218 грн., которая соответствует установленному уровню прожиточного минимума для трудоспособных граждан. В конце 2009 г. этот показатель соответствовал 774 грн., т. е. МЗП должна вырасти более чем на 20%.

Вместе с МЗП будет расти и прожиточный минимум. Сейчас он установлен в размере 949 грн./месяц для инвалидов, 1032 грн. — для детей до 6 лет, 1286 грн. — для подростков 6—18 лет и 1218 грн. — для трудоспособного населения.

 

 Как заявил премьер, к концу года прожиточный минимум для подростков возрастет на 597 грн., т. е. более чем на 30%.

 

 Повышение социальных гарантий — дело, конечно, похвальное. Примечательно, что ранее власти собирались поднимать МЗП только дважды — с 1 июля и с 1 октября 2014 г.

 

 Поэтому еще одно повышение для большинства украинцев стало приятной неожиданностью. Если только это не оговорка премьер-министра. Ведь бюджет принимали 16 января, а в первые новогодние дни еще действовали социальные параметры старого года.

 

 К тому же, говоря о МЗП и прожиточном минимуме, Николай Янович забыл упомянуть о наборе продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, в просторечии — «потребительской корзине», которая по закону о прожиточном минимуме является базой для определения минимальной зарплаты и прожиточного минимума, пенсий и других видов социальных пособий, гарантий и стандартов обслуживания в системе здравоохранения, соцобслуживания и образования для всех групп. И, наверное, это не случайно.

 

 Существующий в неизменном виде с 2000 г. набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, состоящий аж из 335 компонентов, вряд ли подлежит объективному учету и позволяет властям выдавать небольшие, зачастую инфляционные улучшения за системную заботу о социально незащищенных и обездоленных слоях населения. Хотя установленная 13 лет назад база для расчета социальных стандартов устарела и не выдерживает никакой критики.

 

 Основа потребительской корзины — ее продовольственная составляющая, которая формируется Минздравом для всех групп населения и по закону должна обеспечить маленьких детей полноценным питанием для развития организма, а детей 6—18 лет — еще и дополнительным питанием для активного социального и физического развития. Набор продуктов питания для трудоспособного населения должен позволять восстанавливать силы после рабочего дня, для безработных — сохранять возможность вернуться к трудовому графику, а для пенсионеров — поддерживать полноценное функционирование организма.

 

 Анализ продовольственного набора показывает, что в наиболее привилегированном положении находятся подростки, хотя и здесь, как утверждают медики, не пошикуешь. Детям 6—18 лет следует ежедневно употреблять менее 220 г хлеба в день, 11 г макарон, 42 г круп и 556 г овощей, около 160 г мяса и мясопродуктов, 60 г рыбы, 35 г сливочного масла, 20 г — подсолнечного. Поддержать этот рацион должны 450 г молока и кисломолочных продуктов, 70 г сыра и 1 яйцо, 170 г фруктов и около 150 г фруктового и овощного сока.

 

 Рацион для трудоспособных украинцев, по сравнению с минимальным для растущих организмов, еще более занижен. Взрослым полагается немного больше хлеба (280 г в день вместо 220), но в полтора раза меньше круп (9 кг в год, или менее 25 г/день), овощей (553 г) и фруктов (164 г), мяса (145 г), почти в два раза меньше рыбы (36 г), в 2,5 раза — сливочного масла. И совсем не положены соки.

 Минимальная норма потребления 
основных продуктов питания для 
трудоспособного человека

 

 При этом на питание «по минимуму» (по нормам Минздрава — 2791 Ккал в сутки для работающего, 2925 — для подростка 14—18 лет и 2009 — для пенсионера) представителю каждой из групп придется потратить в нынешних ценах 900—1000 грн./месяц.

 

 Если минимальный продуктовый набор еще хоть как-то отвечает действительности, хотя и съедает львиную долю расходов на всю потребительскую корзину, то ее непродовольственная часть явно навевает воспоминания о послевоенных годах, когда «на гражданке» не стыдно было донашивать сапоги и гимнастерки, а предметы обихода, столовая посуда и постельное белье передавались из поколения в поколение.

 

 Так, например, в гардеробе каждого трудоспособного мужчины и пенсионера должны быть одна зимняя куртка на синтепоне на 5—8 лет, один костюм-двойка — на 5—7 лет, две пары брюк (полушерстяные и джинсы) — на 3—5 лет, один свитер на 3 года (для пенсионера — на 6 лет) и т. д.

 

 Способна ли современная зимняя обувь выдержать 5—6 сезонов? Прослужат ли столько же две пары осенних и столько же летних туфель? Составители набора непродовольственных товаров уверены, что да. Но имеются вполне обоснованные сомнения.

 

 Почему пенсионеров обделили рубашками? Если группе трудоспособных людей их положено 5 шт. на 4 года каждая, то пенсионерам — всего 3 на 5 лет.

На все эти вопросы хотелось бы получить ответ. Но приходится только строить догадки.

 

 Непродовольственный набор для женщин трудоспособного и пенсионного возраста нельзя читать без слез. Одно зимнее пальто — на 8 лет (для пенсионеров — на 10). По одному демисезонному пальто на 7—8 лет и плащу — на 5—8 лет. Два платья (полушерстяное и хлопковое), один халат, три блузки, по одной юбке и свитеру. Срок службы остальных вещей также предполагает далеко не первую их свежесть.

 

 Минимальный непродовольственный набор не допускает, что женщина может ежедневно менять нижнее белье. А самая ноская женская обувь, если верить логике составителей списка, — резиновые сапоги.

 

 Украинская женщина изнашивает резиновую обувь за 3 года (пенсионерка — за 2), тогда как мужчинам такая обувь положена только раз на 7 лет (а пенсионерам — на 5). Чем не забота власти о слабом поле?

 

 Неудивительно, что совершенно не адаптирован к современности непродовольственный набор для самых маленьких. В нем нет ни памперсов, ни других предметов необходимой детской гигиены. Для новорожденных положен один(!) детский гарнитур (шапочка, пеленка, распашонка) на 6 лет.

 

 Срок службы большинства других предметов гардероба — 1—3,5 года — вряд ли позволит износить их полностью. Дети из них быстро вырастут. А других вещей не положено.

Отстали от жизни и другие составляющие потребительской корзины, хотя ее составители добросовестно постарались распределить 300—400 грн., оставшиеся от еды, на одежду и постельное белье, моющие средства и лекарства, кухонную посуду и бытовую технику, мебель, бытовые услуги, поездки в общественном транспорте, походы в культурные места — раз в месяц самые бедные непременно должны посетить кинотеатр, театр, музей или зоопарк. После этого у них должны еще остаться деньги на коммунальные услуги. Но это уже из области невероятного.

 

 Альтернативой существующему порядку подсчета минимальных потребностей является пересчет продовольственной составляющей потребительской корзины и предоставление социальных пособий в двукратном размере стоимости продуктов питания.

 

 Такая практика распространена во многих странах, где полагают, что даже минимально обеспеченные люди должны тратить на еду не более половины своего дохода.

 

 По украинскому законодательству минимальный набор продуктов питания необходимо пересматривать раз в пять лет. Однако этого до сих пор не сделали. Хотя власти неоднократно обещали изменить методику формирования потребительской корзины.

 

 Последние такие обещания исходили от главы Минсоцполитики Натальи Королевской, которая заявила весной прошлого года о том, что ее ведомство разработало сразу два варианта формирования новой корзины. В одном стоимость продуктов питания составила бы 60%, а оставшиеся 40% пришлись бы на непродовольственные услуги. В другом речь шла сразу о двух наборах — минимальном и рациональном. Но ни один вариант так и не прошел положенного по закону научно-общественного обсуждения и не был представлен общественности.

 

 Причина тому — очевидно, нежелание властей признать, что минимальная зарплата в Украине не позволяет удовлетворять минимальные потребности, а прожиточный минимум на самом деле таковым не является. Увеличения же на 40—50% социальных стандартов, бюджет не потянет.

 

 В такой ситуации проще постепенно подтягивать социальные платежи к минимальному уровню, сопровождая это разговорами об ответственности и заботе о ближнем.

 

 Такая двойная бухгалтерия позволяет весьма комфортно чувствовать себя властям предержащим. Хотя именно она и обеспечивает процветание на всех ступенях социальной лестницы таких негативных явлений, как непрофессионализм, безнаказанность, круговая порука и коррупция.

Ярослав ДМИТРЕНКО

Автор: | Комментарии (0) | Просмотров: 1187