УКРАИНА

главная

 

экономика

 

политика

 

общество

В тисках трансатлантической интеграции
26-11-2013, 21:49 | Главная |
 

  На этапе обратного отсчёта дней, остававшихся до саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, пришла важная новость: Украина приостановила  процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом в целях обеспечения национальной и экономической  безопасности. В постановлении Кабинета министров Украины такое решение объясняется и необходимостью «более детального» изучения комплекса проблем, связанных с вопросами евроинтеграции и направлений торгово-экономических отношений  с Россией  и другими странами СНГ. Впрочем, The Financial Times, назвавшая такое решение Киева победой России, тут же назвала эту победу «небольшой» и привела высказывание директора американского исследовательского центра Carnegie Europe Яна Техау, заметившего, что «в долгосрочной перспективе Россия эту победу потеряет».

 

 На прошлой неделе к усилиям Брюсселя, «ассоциирующего» Украину с ЕС, открыто присоединился Вашингтон. Игра с подписанием-неподписанием Украиной  соглашения с Евросоюзом будет вестись, видимо, до последнего дня  и продолжится после завершения Вильнюсского саммита.

 

 С конца октября стали прорисовываться контуры нового американского  сценария для «Европы и Евразии».  На минувшей неделе   в сенатском комитете США по международным делам состоялись слушания под названием «Стержневой  момент для Восточного партнёрства: перспективы для Украины, Молдавии, Грузии, Белоруссии, Армении и Азербайджана» (1). Сенаторы заслушивали  назначенную в сентябре заместителем госсекретаря США по делам Европы и Евразии Викторию Нуланд и исполнительного вице-президента Атлантического совета Деймона Уилсона.  

 

 Если г-жа Нуланд  проявила определенную сдержанность, рассуждая о поддержке Соединёнными Штатами «евроинтеграции» постсоветских государств, которой «препятствует» Россия, то Деймон Уилсон высказался без дипломатических реверансов. Общий смысл выступления Д.Уилсона, отражающий позицию Атлантического совета, таков: Америке нельзя терять время,  пуская события вокруг «Восточного партнёрства» на самотёк, а нужно использовать  остававшийся долго «недооценённым»  инструмент этого партнёрства, чтобы оторвать как можно большее число постсоветских государств  от того, что их ждёт в «евразийской авторитарной клептократии». США, считает Д.Уилсон, должны завершить начатую в Восточной Европе «работу», и это прямо связано с  ролью Америки как лидера в достижении искомого евроинтеграционного результата.Вашингтон должен срочно радикализировать свою стратегию, не оглядываясь на Россию. То, что США  вкладывали до сих пор больше энергии в укрепление связей с Россией, чем с ее соседями, Уилсон считает не просто ошибкой, но  «рецептом поражения». Цель  политики США  - «утвердить евроинтеграцию  и стать двигателем расширения НАТО на Восток».

 

 Деймон Уилсон буквально разжевал американским сенаторам ту мысль, что  инициатива «Восточное партнёрство» и дальнейшее расширение НАТО не обязательно смыкаются, но необходимы для взаимного усиления точно так же, как  НАТО и расширение Евросоюза дополняли друг друга  в период сразу после окончания холодной войны.«На Украине такая политика [Соединённых Штатов. – И.Л.] означает интенсификацию военного сотрудничества, углубление связей между разведками, подготовку почвы для  долгосрочного влияния на структуры  безопасности, способные как приблизить, так и скомпрометировать европейское будущее Украины. Это также означает поддержку усилий Украины в обеспечении  её энергетической безопасности  и защиту её суверенитета и территориальной целостности, включая Крым», - подчеркнул представитель Атлантического совета.

 

 Не обошел Деймон Уилсон в своем обращении к сенату США Грузию и Молдавию, всё-таки подписание ими соглашений об ассоциации с ЕС по-прежнему значится в повестке дня Вильнюсского саммита. Д.Уилсон призвал Соединённые Штаты подтвердить обещание о приёме Грузии в НАТО и решительно вмешаться  в события в Приднестровье.  

 

 Высказывания Д.Уилсона в сенате США – не частное мнение. Радикальная стратегия «расширения» Евро-Атлантики на восток Евразии уже осуществляется Госдепартаментом на практике. Символично, что свое первое публичное выступление в должности заместителя  госсекретаря США  Виктория Нуланд сделала в Атлантическом совете – центре стратегической мысли НАТО. Карьера новой руководительницы «делами Европы и Евразии» в Госдепе тесно переплетается с основными вехами развала СССР. Вероятно, новое назначение Виктории Нуланд строится на расчёте, что эта улыбчивая  женщина с жёсткой мужской хваткой, владеющая приёмами «умной  силы», сможет содействовать новым успехам  «глобального доминирования» США на «Большой шахматной доске».

 

 Идея «ассоциации» с Евросоюзом шести постсоветских государств (Украины, Молдавии, Грузии, Белоруссии, Армении и Азербайджана)  рассматривается теми, кто от лица Польши и Швеции выдвинул план «Восточного партнерства», как промежуточный этап дальнейшей «балканизации» постсоветского геополитического пространства и наднационального переподчинения «единой Европы».  Корректируются старые планы «походов на Восток»,  звучат гимны англосаксонской «исключительности», а над всем  этим  реет  новый грандиозный замысел, получивший название «Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство»…  

 

 Практические вопросы «новых правил игры» обсуждаются  в Лондоне в кругу англосаксов.  Недавняя закрытая дискуссия о «преодолении препятствий», которые могут возникнуть на пути создания Трансатлантического партнёрства, организованная Фондом Дитчли и Британо-американской парламентской группой, даёт некоторое представление о том, как формируется глобальная повестка дня и принимаются судьбоносные глобальные решения. Дискуссию открыл бывший генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон, у которого Виктория Нуланд начинала своё движение вверх по карьерной лестнице. Обсуждались такие остро стоящие сейчас вопросы, как сближение стандартов Европы и Америки в вопросах применения гормонов при корме скота или использования генно-модифицированных продуктов и возможное сопротивление европейцев этой практике.  Обсуждался и вопрос о защите чувствительной информации, принципиальный для «остальной» Европы после разоблачений Сноудена;  правда,  британская и американская стороны не сочли, что этот вопрос будет иметь существенное значение, дав понять, что негласные договоренности по нему уже достигнуты. Предполагается, что такие же «негласные договоренности» помогут преодолеть возможное сопротивление ратификации соглашения по Трансатлантическому партнёрству в конгрессе США. Новый посол США в Великобритании Мэтью Барзун заверил британских лордов, что «конгресс не будет проблемой» и «Соединенным Штатам нужно это соглашение не меньше, чем Евросоюзу».

 

 Восходящий американский дипломат Виктория Нуланд  выбрала  для своего первого выступления в Атлантическом совете пафосно-программную тему  «Трансатлантическое возрождение: обеспечим наше общее будущее» не случайно. Ведь речь идёт далеко не только о «мини-интеграции» в рамках «Восточного партнерства». Евроинтеграция части постсоветского пространства – это, скорее, проблема тактического плана. Стратегический замысел, обставленный  как «доктрина Обамы», нацелен на трансатлантическую интеграцию («Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство») и связан с планом введения режима свободной торговли  между  Старым и Новым Светом. Эту-то идею и должна продавать новый куратор «дел Европы и Евразии» в Госдепартаменте, объявившая «доктрину Обамы»  «золотым стандартом» открытия рынков и экономического роста.

 

 Военная направленность Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (TTIP) очевидна - этот проект сразу же окрестили «экономической НАТО». Восточная Европа занимает в нём особое место. Недавно Виктория Нуланд участвовала во встрече с министрами Вышеградской четвёрки (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), координируя действия этой группы с программой «Восточного партнёрства». Во встрече приняла участие и Турция. Обсуждались планы создания параллельных силам НАТО воинских формирований под польским командованием. Это видится как своего рода мини-Варшавский договор, но без России.

 

 К планам Вышеградской четвёрки предполагается подключить Украину. В Киеве, куда Виктория Нуланд приехала с письмом от Джона Керри, побывал в ноябре и помощник генерального секретаря НАТО Т. Стаматопулос, участвовавший в дискуссии с украинскими военными на тему «Украина, страны Вышеградской группы и НАТО: к совместному использованию имеющихся механизмов и инструментов для усиления региональной безопасности». 

 

 Как выглядит в этом свете приостановлённая 21 ноября, но не отменённая подготовка Украины к подписанию с Евросоюзом Соглашения об ассоциации и о зоне свободной торговли? За этим вопросом возникает другой вопрос: соглашение о какой свободе торговли с ЕС собирается подписывать Украина, если все техрегламенты Евросоюза и США будут меняться в соответствии с требованиями Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства? 

 

 Нынешняя осень побила все рекорды по количеству докладов, экономических исследований, социологических опросов, освещающих проблему финансового и гуманитарного кризиса, в котором увязает Европа. В том же Вильнюсе, где 28-29 ноября должен состояться саммит «Восточного партнёрства», недавно на конференции Европейского социально-экономического комитета были оглашены примечательные данные. По оценкам Еврокомиссии (ЕК), около 84 миллионов человек в Европе живут за чертой бедности, а процесс выхода из этого кризиса, как считают в ЕК, может затянуться на десять лет. Некоторые считают, что и эти цифры занижены. По данным международного гуманитарного агентства Oxfam, за черту бедности в Европе отброшены уже более 120 миллионов человек, а если политика строгой бюджетной экономии, проводимая Евросоюзом и Международным валютным фондом, не изменится, массив европейских бедняков увеличится к 2025 году ещё на 15-25 миллионов.

 

 Следует извлечь уроки из сокращения социальных расходов, проводившегося в 80-90 годы по требованию МВФ в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке, говорится в докладеOxfam. Вместо обещанного процветания этим странам понадобились десятилетия, чтобы хоть как-то вернуться к прежнему уровню жизни. Европейцам, по мнению экспертов, для возвращения к докризисному (до 2008 года) уровню потребуется порядка четверти века. Корень проблемы эксперты видят в политике финансовых институтов ЕС и МВФ, породившей беспрецедентный после Второй мировой войны рост социального неравенства. В докладе убедительно показано, что агрессивная политика секвестра социальных расходов, сопровождаемая поддержкой банковского сектора в размере 4,5 триллиона евро, - одна из главных причин обеднения и социального расслоения населения Европы.

Предлагаемое наднациональным центром силы расширение сферы евроинтеграции на трансатлантическое пространство многих в Европе серьёзно беспокоит. В этом случае речь идёт уже не об ассоциации ЕС с Украиной, Молдавией, Грузией (платить за эти страны Евросоюз не будет) - речь идёт о глобальном интеграционном проекте, за который европейцев платить заставят. Замысел Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (TTIP), то есть предусматриваемые «доктриной Обамы» планы интеграции Старого и Нового Света, заставляют волноваться даже видавших виды брюссельских бюрократов… С некоторых пор европейские СМИ стали пестреть заголовками «Европа в руках «большого бизнеса»?», «Европа отказывается от суверенитета в вопросах законодательства?», «Сохранит ли Евросоюз способность принимать более строгие защитные меры?».

 

 В конце октября было подписано соглашение о свободной торговле между Евросоюзом и Канадой, следом ожидаются соглашения ЕС с Японией и США. Как пишет Les Coulisses de Bruxelles, «меню этого документа, называемого соглашением «последнего поколения», гораздо более обильно, чем обычные соглашения». Оно не только устанавливает новый режим контроля за таможенной границей и вводит количественные ограничения в торговле, но и отменяет целый ряд важных установлений в различных сферах национального законодательства. Наиболее настораживающим во всём этом, по мнению Les Coulisses de Bruxelles, является регламентация различий прав государственных и корпоративных субъектов международных экономических отношений. Согласно практике, принятой в ВТО, при расхождениях в интерпретации того или иного пункта правил Всемирной торговой организации апелляция подаётся в независимый арбитраж, а не в арбитраж страны-подписанта; для этого в ВТО существует специальный орган для разрешения разногласий. Соглашение же «последнего поколения» делает такую практику невозможной, поскольку оно слишком глубоко вторгается в национальную законодательную практику – в сферы природоохранного права, регулирования продовольственной безопасности и другие. Так, государству придется отвечать по суду, если его законодательство изменится по сравнению с тем, что зафиксировано в соглашении. К примеру, если Евросоюз решит все-таки полностью запретить импорт американских генетически модифицированных продуктов. 

 

 Ещё более тревожным европейцы считают то, что по условиям соглашения между ЕС и Канадой право обращения в арбитраж предоставляется не только государствам, но и частным компаниям, как это предусмотрено Северо-американским соглашением о свободной торговле (NAFTA). Так, на основе правил NAFTA американская компания Lone Pine Resources.Inc вчинила иск правительству Канады за то, что канадская провинция Квебек наложила мораторий на вредящую природной среде добычу сланцевого газа на своём шельфе. Сейчас от Канады требуют огромные денежные суммы в качестве компенсации издержек, якобы уже понесенных компанией при разработке шельфа. Государству (имеется в виду Канада) становится всё труднее исправлять допущенные им ранее ошибки и сдерживать массовые протесты населения. И сейчас европейцы начинают лучше понимать смысл таящегося в этом предупреждения: в рамках Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства корпоративные выгоды и вредоносные частные инициативы грозят одержать полную победу над здоровыми общественными интересами.

Ирина ЛЕБЕДЕВА 

Автор: | Комментарии (0) | Просмотров: 1056