УКРАИНА

главная

 

экономика

 

политика

 

общество

Ре-форменная капитуляция
2-11-2013, 18:17 | Экономика |
 

   23 октября президент Виктор Янукович подал в Верховную Раду законопроект №0050 «О ратификации Меморандума о взаимопонимании между Украиной как заемщиком и Европейским Союзом как кредитором и Кредитного соглашения между Украиной и ЕС о предоставлении Украине макрофинансовой помощи в сумме до 610 млн. евро».

 

 Одним из главных условий выделения этого кредита является требование к Украине «воздерживаться от мероприятий, которые препятствуют внешней торговле, и в полной мере выполнять обязательства перед ВТО».

 

 Этим летом США заявили, что если Украина начнет в одностороннем порядке повышать тарифы на импорт, то Штаты потребуют от нее компенсации. Две недели назад Канада прекратила переговоры о свободной торговле с Украиной до тех пор, пока та не отзовет заявку на пересмотр пошлин. Ранее официальное заявление с аналогичной просьбой Украине направил ЕС. О возможном осложнении торговых отношений с нашей страной уже заявили Турция, Япония, Корея, Мексика, Австралия и другие страны.

 

 Таким образом, ратифицировав меморандум о выделении 610 млн. евро макрофинансовой помощи, Украина избежит осложнения отношений с торговыми партнерами, а заодно монетизирует свои претензии к ВТО. А это можно будет объявить большим успехом нынешней власти.

 

 Финансовые условия предоставления кредита также к этому располагают. Деньги для Украины выделит европейский Центробанк, разместив облигации ЕС на соответствующую сумму. А поскольку облигации ЕС имеют самый высокий кредитный рейтинг, Украина сможет получить деньги не дороже чем под Libor + 2% годовых и выплатит кредит в течение 15 лет.

 

 Однако меморандум о предоставлении Украине макрофинансовой помощи все же трудно назвать большим достижением отечественной дипломатии. Виной всему привязка выделения средств к труднодостижимым в сегодняшних условиях решениям правительства и переговорам с МВФ о возобновлении финансовой помощи Украине.

 

 Согласно меморандуму выплаты разделены на четыре транша — 100 млн. евро, 10 млн. евро и два по 250 млн. евро, и по времени их отделяют на три месяца. Однако второй и третий транши могут быть выделены в один день.

 

 Таким образом, в рамках кредитного соглашения с ЕС Украина может единоразово получить 260 млн. евро. А общая сумма — 610 млн. евро окажется на счетах НБУ менее чем через год после того, как стороны урегулируют все вопросы, связанные с выделением средств.

 

 Но для получения каждого транша Украина должна согласовывать с МВФ ряд макроэкономических показателей, в том числе: уровень кассового дефицита сектора госуправления и НАК «Нафтогаз України», минимальный уровень изменений международных резервов НБУ и максимальный — внутренних активов Нацбанка, предельный уровень гарантированного госдолга.

 

 Кроме того, Кабмин обязан следить, чтобы в госсекторе не накапливались внешние долговые выплаты.

 

 Перед выдачей каждого транша МВФ будет проверять соответствие этих показателей договоренностям и в случае необходимости вырабатывать новые.

 

 Но если для выделения первого транша Украине достаточно просто договориться с МВФ о возобновлении финансирования фондом, то последующее поступление средств будет идти в зависимости от хода структурных реформ в сфере управления государственными финансами, торговле, энергетике, налоговой политике и политике в финансовом секторе.

Между первым и вторым

 Так, например, после выплаты Украине первого транша на $100 млн. для выделения следующего наши власти должны продемонстрировать прогресс в управлении государственными финансами. В частности, продолжить создание прозрачной системы госзакупок.

 Для этого Министерство экономразвития и торговли должно будет ежеквартально публиковать данные о количестве и объемах конкурентных закупок и тех, которые проводились по схеме единого участника. Сейчас по такому принципу обслуживаются крупные государственные и коммунальные подряды.

 

 Антимонопольный комитет, по мнению ЕС, должен научиться эффективно работать с апелляциями участников государственных тендеров, вплоть до создания в составе АМК отдельного департамента.

 

 Парламент — одобрить Национальную стратегию борьбы с коррупцией и госпрограмму с временными критериями ее реализации.

 

 Помимо этого, ЕС требует повышения финансовой грамотности госслужащих на правительственном и муниципальном уровнях, в том числе в службах внутреннего аудита мэрий, министерств и ведомств. Речь идет о создании и сертификации службы государственных аудиторов.

 

 Счетной палате должно быть предоставлено право аудита не только расходов, но и доходов госбюджета в соответствии с принципом Мексиканской декларации о независимости высших органов контроля госфинансов.

 

 В сфере торговли и налогообложения, как уже говорилось, Украина должна придерживаться обязательств перед ВТО, а кроме того, внедрить современную товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.

 

 Не меньше этого потенциальных кредиторов беспокоит возврат субъектам экономической деятельности, в том числе иностранным компаниям, работающим в Украине, всех задолженностей по НДС и взаимозачеты по этому налогу.

 

 Поэтому для недопущения роста задолженности по НДС должны быть законодательно введены штрафные санкции — минимум 120% учетной ставки НБУ, усовершенствована система администрирования и налажена работа по возмещению НДС в автоматическом режиме.

 

 В секторе энергетики от украинских властей ЕС требует улучшить финансовое состояние НАК «Нафтогаз України» и собираемость ею платежей от предприятий коммунального теплоснабжения. Для этого европейцы рекомендуют открыть целевой счет, часть средств с которого будет перечисляться непосредственно НАК, а также «существенно увеличить практику применения газовых счетчиков».

 

 Параллельно с увеличением цен на газ (как видим, в ЕС даже не дискутируют на эту тему) и улучшением показателей сбора оплаты за энергоносители власти должны укрепить систему социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

 

 В финансовом секторе — не позднее 2014 г. обеспечить внедрение международных стандартов бухгалтерского учета для всех участников финансового рынка.

 

 Второй пакет структурных реформ, который Украина должна выполнить, чтобы получить четвертый транш кредита ЕС, — это развитие системы внутреннего аудита в органах государственной власти, прозрачности гостендеров и антикоррупционного законодательства.

 

 В газовом секторе — разграничение производства, распределения и транспортировки газа в соответствии с договором об энергетическом сообществе.

 

 В добывающих отраслях промышленности — реализация инициативы прозрачности EITI (Extractive Industries Transparency Initiative), предполагающей публикацию отчетов компаний, добывающих нефть, газ и минеральные ресурсы, о платежах правительству и доходов, которые власти получают от добывающих предприятий.

 

 А в области финансов — принятие стратегического многолетнего плана по сближению регулирования в финансовом секторе с европейской практикой. Между тем нетрудно заметить, что существующая практика госуправления, в частности проведение тендеров на госзакупки с участием компаний, опосредованно принадлежащих крупным чиновникам, или векселизация экономики, в которую вовлечены и плательщики НДС, и должники НАК «Нафтогаз України», весьма далеки от правил игры, предложенных ЕС и МВФ.

 

 Так, в октябре Кабмин утвердил объем казначейских векселей, который будет выдан для погашения задолженностей бюджета перед предприятиями. Из 19,9 млрд. грн. векселя на 12,3 млрд. будут выданы для расчетов по НДС, а еще на 4,3 млрд. — для погашения разницы в тарифах на тепловую энергию.

 

 Не устраивает иностранных эмиссаров и деятельность нашей таможни, когда стоимость ввезенных товаров зачастую определяется в зависимости от их цены реализации в Украине, а не той, которую импортер указывает в декларации. За счет этого таможенная служба не только увеличивает поступления в бюджет, но и сдерживает импорт отдельных групп товаров.

 

 Достаточно сложно представить себе эффективный внутренний аудит в госорганах или в местных органах власти, пеню за НДС, когда государство само себя наказывает, или прозрачность ценообразования в коммунальном секторе.

 

 Вероятно, именно поэтому украинские чиновники в очередной раз не смогли убедить в своей лояльности миссию МВФ, работавшую в нашей стране 17—29 октября. Как раз тогда, когда законопроект о кредитном меморандуме с ЕС был внесен в Верховную Раду, эмиссары МВФ признали, что власти не имеют четкого плана, как бороться с дефицитом бюджета на 2014 г. И дали понять, что надеяться на продолжение сотрудничества рано. А без четких договоренностей с фондом даже после ратификации кредитного меморандума он окажется ничего не значащей бумажкой.

 

 Более того, и в ЕС, и в МВФ и сейчас предпочли безучастно наблюдать за героическими усилиями правительства Николая Азарова и «младореформаторов», удерживающими экономику от обвала. Хотя готовность принять условия для кредита от ЕС — понятный сигнал международным наблюдателям о том, что Украина прекращает будоражить ВТО своими претензиями и будет более сговорчивой.

 

 Однако капитуляция пока что не принята. Значит ли это, что наших чиновников еще раз уличили в экономическом блефе, ожидают, что по мере ухудшения ситуации в экономике они станут еще более податливыми, или европейцы в принципе не хотят иметь дела с нынешней властью? Ответ на этот вопрос, очевидно, узнаем уже скоро.

 

Ярослав ДМИТРЕНКО

Автор: | Комментарии (0) | Просмотров: 976