УКРАИНА

главная

 

экономика

 

политика

 

общество

Почему Лукашенко проигнорировал празднование 1025-летия Крещения Руси?
28-07-2013, 15:58 | Политика |
 

   Отказавшись от поездки в Киев, Александр Лукашенко 26 июля в Минске сделал ряд заявлений на тему "реформирования православия". Вовсе не случайно эти заявления были сделаны именно в это время, именно в Минске, именно им и именно в таком формате. Эти заявления не были спонтанными, неким экспромтом: просто так "президентский пул" журналистов не собирается, а если собирается, то заранее оговариваются вопросы и даже то, как должны выглядеть опубликованные ответы. В первые годы своего президентства Лукашенко мог "выйти в народ" и сказать всё, что думает, но с тех пор прошло почти 20 лет и методы информационной работы существенно изменились.

 

 Заявления Лукашенко на тему "реформирования православия" были ориентированы на белорусских обывателей. Лукашенко - не воцерковлённый человек, едва ли он хорошо знает историю церкви, и, очевидно, он не является экспертом ни в вопросах христианской догматики, ни в сфере культовой практики. Не случайно православную церковь называют "ортодоксальной": за почти 2 тысячи лет она сохранила те формы обрядовости, архитектуры и т.д., которые "околоправославному" обывателю кажутся излишне сложными, непонятными и неприемлемыми. Безусловно, каждый человек имеет право на личное мнение, однако стоит снова обратить внимание на следующие обстоятельства: кто, когда, где и в какой форме озвучил это мнение. Тогда может стать понятно, какова цель такого шага.

 

 Судя по реакции в самой Белоруссии и за рубежом, Лукашенко был услышан, на его отсутствие в Киеве на праздновании 1025-летия Крещения Руси снова обратили внимание. Нагнетание локальной интриги удалось. Скандальные заявления Лукашенко будут некоторое время обсуждаться в Белоруссии, в Московским патриархате, но едва ли будут иметь те же последствия, что и публикация тезисов Мартином Лютером. Очевидно: ни патриарх Кирилл, ни митрополит Филарет не бросятся сокращать срок литургии до комсомольской "пятиминутки" и даже не подумают отменять проповедь. Сколько было инициаторов подобных рационализаторских предложений, программ "обновления" и т.п. - Бог весть, история не сохранила всех имён.

 

 До заявлений 26 июля в протестантском духе Лукашенко предпринимал попытки устроить встречу в Белоруссии руководителей православной и католической церквей. Неоднократные приглашения посетить каноническую территорию РПЦ получали и Бенедикт XVI, и Франциск I. Несомненно, в Администрации президента Белоруссии прекрасно осознавали, как Московский патриархат воспримет такой визит, но делали вид, что данный вопрос относится к исключительной компетенции одного постсоветского суверена. Еще одна особенность ситуации заключается в том, что Ватикан не спешит без повода обострять отношения с РПЦ.

 

 Рассуждая на тему реформирования православной церкви, Лукашенко не забыл о сюрпризе для католической церкви: по его словам, некий сотрудник спецслужб РБ передавал за рубеж через "представителей католической церкви" (посольства Ватикана?) некие секреты. Даже если всё так и было на самом деле, возникает закономерный вопрос: зачем об этом публично заявлять именно сейчас и не через пресс-службу КГБ? По всей видимости, в Минске решили таким образом напомнить РКЦ о взаимной полезности сотрудничества и нежелательности осложнения отношений. Учитывая специфику "шпионских дел" последних лет, стоит подождать иных времён, чтобы по рассекреченным материалам убедиться: да, всё так и было на самом деле, это не история типа "жлобинского шахида". Также не стоит надеяться, что после обвинения в пособничестве шпионажу у Ватикана не останется более важных дел, кроме как добиваться снятия санкций с официального Минска и лоббировать его интересы в дальнейшем на Западе.

 

 После торжеств в Киеве празднование 1025-летия Крещения Руси будет продолжено в Минске. Отказ Лукашенко прибыть в Киев - центр Древнерусского государства (Киевской Руси), где состоялось историческое событие, давшее название нынешнему празднику, указывает на очередную попытку заявить о Минске как о центре, равном Киеву и Москве. Киев - "мать городов русских" и Москва как центр православия, "столица РПЦ" - равны Минску? На первый взгляд, такая постановка вопроса выглядит откровенно бредовой, но только для тех, кто не понимает, во что превратили Белоруссию "литвинствующие колхозные неошляхтичи" - особый тип политических деятелей, порождённых неоправданно затянувшимся периодом постмодерна.

 

 Представители прозападной оппозиции в Белоруссии неустанно муссируют тезис о "московском православии" как инструменте имперской политики Кремля. Не удивительно, что многие из них декларируют приверженность католицизму, униатству и протестантизму. На самом деле большую угрозу белорусскому обществу представляет не мнимая "московскость" православия или "римскость" католицизма, а тотальная деградация, бездуховность, подмена традиционных ценностей суевериями и нелепыми политическими мифами.

 

 Отказ от общерусского православного наследия, попытки "обелорусить" польских, литовских, еврейских деятелей культуры, науки, искусства закономерно привели к господству контркультурного кича. Сложилась отнюдь не уникальная ситуация для лимитрофного постсоветского образования, где власти и значительная часть их оппонентов совместно участвуют в уничтожении всего русского и православного, в конструировании на антагонистичной основе новой национальной идентичности. При этом что-то используется из опыта насильственной большевистской "белорусизации" начала XX века, а что-то - из политтехнологий XXI века. Православная церковь акторам данного процесса представляется слишком "ортодоксальной", слишком "русской", слишком "православной". Такое "нереформированное" православие совсем не вписывается ни в планы властей, посматривающих на Белорусский экзархат как на придаток бюрократической машины, ни в планы прозападной оппозиции, рассматривающей БПЦ как эффективный инструмент реализации своих планов.


 Демонстративное отсутствие Александра Лукашенко в Киеве на праздновании 1025-летия Крещения Руси, как и его заявления о необходимости "реформирования" православной церкви, говорит о том, что патриарх Кирилл не может больше уклоняться от принципиального решения "белорусского вопроса". По большому счёту, реагировать на действия белорусского политика должен даже не столько патриарх Кирилл персонально, или патриарший экзарх Филарет персонально по благословению патриарха, а православные Белой Руси, Белорусский экзархат Русской православной церкви. Именно перед ними в первую очередь поставлено два принципиальных вопроса: правильно ли поступил в конкретной ситуации их светский руководитель, и есть ли резон в его рассуждениях о необходимости кое-что подправить в теле Христовом.


Подробности: http://regnum.ru/news/polit/1688791.html#ixzz2aLtVA6eb 

Автор: | Комментарии (0) | Просмотров: 1117