УКРАИНА

главная

 

экономика

 

политика

 

общество

Парковки в законе
21-07-2013, 17:05 | Экономика |
 

   После того как прошлой весной премьер-министр Николай Азаров посоветовал автолюбителям не опла-чивать стоянки, не оборудованные паркоматами или въездными/выездными терминалами, количество мест на платных заметно поубавилось.

 

 Тогда местные власти вынуждены были отреагировать на заявление премьера. Поэтому арендаторы парковок, не оборудованных всеми необходимыми атрибутами, лишились права собирать с водителей деньги.

 

 Критерии для платных мест остановки были введены в декабре 2009 г. постановлением Кабмина №1342 «Об утверждении Правил парковки транспортных средств». Среди них — полностью заасфальтированная, освещенная площадка, обозначенная специальным дорожным знаком с нанесенной разметкой, исходя из требований — 12 кв. м на 1 автомобиль. На каждой должна быть табличка с указанием оператора парковки, его контактных данных, стоимости за время пребывания машины и способа оплаты.

 

 Основным же требованием для операторов стало наличие на стоянках с 1 января 2012 г. паркоматов (не менее одного на 20 машиномест) или въездных/выездных терминалов. Но поскольку это требование практически нигде не соблюдалось (даже в столице, по данным на начало прошлого года, за местным коммунальным предприятием «Киевпарксервис» числилось всего 53 паркомата, а во многих областных центрах власти видели эти устройства разве что на выставках, предпочитая нали способ оплатылаты безналичному, то центральные власти сначала перенесли вступление «паркоматного» постановления в силу с 1 января на 1 апреля 2012 г. А когда поняли, что автоматизация стоянок фактически сорвана, вынуждены были прекратить массовый грабеж водителей под видом взимания парковочного сбора.

 

 И действительно, назвать цивилизованным перекачивание «кэша» из карманов рядовых граждан в карманы немногочисленных привилегированных бизнесменов, оккупировавших городские улицы, можно, только имея буйную фантазию.

 

 Даже в многомиллионном Киеве и его окрестностях, где зарегистрировано около 1 млн. автомобилей, в 2011 г. парковщики передали в городскую казну лишь 18 млн. грн., а в 2012-м около 30 млн. грн. Хотя при стоимости стоянки в столице 10 грн./час реально с автолюбителей собрано гораздо больше.

 

 Так же обстояло дело и в других крупных городах. Обычная картина последних лет: неопрятного вида сотрудник фирмы-оператора, арендующей обочину коммунальной магистрали, собирает с водителей дань 2—5 грн./час. Часть этих денег идет на опохмел парковщику и оплату его труда, а остальные передаются владельцу фирмы-оператора парковки, а впоследствии — на «откат» чиновникам, пристроившим предпринимателя на хлебное место.

 

 После запрета деятельности неавтоматизированных стоянок оплату парковочного сбора с водителей легально собирают владельцы частных подземных паркингов, арендаторы площадок, оборудованных въездными/выездными терминалами (как правило, такие обустраиваются вблизи вокзалов, рынков и других оживленных мест) и операторы немногочисленных паркоматов. Большинство улиц в городах пока свободны и от паркоматов, и от парковщиков. Однако уже этой осенью, максимум следующей весной, страну может захлестнуть очередная волна сбора парковочной дани.

 

 В начале июля Верховная Рада сделала подарок представителям данного бизнеса: приняла за основу закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты о парковке транспортных средств и установлении ответственности за нарушение правил парковки.

 

 Документ вносит изменения в ст. 152 Административного кодекса, дополняя ее новыми штрафами.

 

 Так, отказ водителя расплатиться за стоянку на площадке, оборудованной паркоматами или въездным терминалом, может обойтись ему в 8—12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, НМДГ (136—204 грн.). Парковка в местах, отведенных для автотранспорта инвалидов, которые помечены специальными знаками, автолюбителю неинвалиду обойдется в 15—18 НМДГ (255—306 грн.).

 

 Для должностных лиц, которые управляют парковками, предусмотрены штрафы за нарушение правил их содержания в размере 20—30 НМДГ (340—510 грн.). А если речь идет о нарушениях в работе паркоматов или терминалов (надо полагать, финансовых), то и 30—40 НМДГ (510—680 грн.). За повторные нарушения в этой части хотят ввести еще большие штрафы 60—100 НМДГ (1020—1700 грн.).

 

 Ранее именно отсутствием в Админкодексе положения, предусматривающего ответственность автолюбителей за нарушения правил парковки, предприниматели поясняли нежелание оборудовать эти площадки недешевыми автоматическими средствами сбора оплаты.

 

 Когда это препятствие будет окончательно преодолено, а это, возможно, случится уже осенью, после завершения парламентских каникул, муниципалитетам городов останется только определить территории, которые будут отданы под платные стоянки, и провести конкурсы на сдачу их в аренду. Хотя в бюджетах некоторых городов могут изыскать и собственные средства на паркоматы.

 

 Закон же предусматривает, что под места для платной стоянки в городах будут отведены громадные территории. Например, столичные власти должны обеспечить в Киеве наличие не менее 285 тыс. паркомест. Законодательная норма — 10% численности населения. Севастополь, Симферополь и остальные областные центры руководствуются нормативом 5%.

Если переход на платную парковку будет выполнен качественно, это может дать городам неплохие дополнительные источники для пополнения своих бюджетов.

 

 Ведь по подсчетам независимых общественных организаций, только в Киеве ежегодная уплата автолюбителями парковочного сбора может исчисляться сотнями миллионов гривен, а то и перевалит за миллиард. Для большинства областных центров, где зарегистрировано десятки-сотни тысяч машин, отчисления также будут немалыми.

 

 Правда, по информации главного научно-экспертного управления ВР, в законопроекте есть спорные моменты. Например, по мнению парламентских юристов, налагать финансовые санкции на нарушителей правил парковки должен суд, а не админкомиссии при исполкомах. Кроме того, не учтены права некоторых льготных категорий населения, таких как ветераны, участники боевых действий и т. д.

 

 Но, надо полагать, эти нестыковки вряд ли остановят народных избранников при следующем рассмотрении законопроекта. Тем более что за несколько месяцев, предшествующих этому, в его текст можно внести дополнения и поправки. Реализация же этого проекта в масштабах страны принесет власть имущим огромные прибыли.

 

 К слову, городские власти Киева уже вовсю готовятся к принятию данного законопроекта. В мае департамент транспортной инфра-структуры мэрии и КП «Киевпарксервис» опубликовали программу развития единого парковочного пространства города, предполагающую по крайней мере двукратное увеличение количества мест для парковки автомобилей и инвестиции в размере около 691 млн. грн.

 

 Причем ни копейки не будет по-трачено из городской казны, исключительно сторонние инвестиции. А это значит, что и выгоды от платных стоянок также получат представители частного бизнеса. Маловероятно, что это будут люди с улицы.

 

 Учитывая относительно небольшие вложения в парковочный бизнес, самые лучшие места на обочинах, вероятно, будут отданы «на кормление» чиновникам, их детям и заслуженным гражданам. В общем, в ближайшее время в Украине намечается передел городских улиц, который оплатят миллионы автолюбителей.

 

Ярослав ДМИТРЕНКО

Автор: | Комментарии (0) | Просмотров: 1269