УКРАИНА

главная

 

экономика

 

политика

 

общество

Поток банальностей
3-06-2013, 20:46 | Экономика |
 

 Ответственные товаропроизводители подверглись уничижительной критике. Разгромную оценку им в интервью телеканалу ICTV недавно дал директор департамента стратегического планирования развития экономики Минэкономразвития Евгений Олейников.

 

 Украинские предприятия должны уделять больше внимания повышению конкурентоспособности своей продукции. А без этого граждане страны могут разочароваться в собственном государстве. Именно такой вывод можно сделать после одного из пассажей чиновника.

 

 «Украина с самого начала, когда выбирала свою независимость, исходила из того, что она хочет быть государством с развитой экономикой и открытым рынком, для того чтобы наш гражданин мог свободно выбирать товары того качества, которое его устраивает», — заявил г-н Олейников.

 

 Он также считает, что наши товаропроизводители должны сосредоточиться на мероприятиях, которые позволили бы им конкурировать с иностранными коллегами.

«До вступления Украины в ВТО отечественных производителей защищали высокие ставки импортных пошлин. Соответственно, после вступления страны в организацию, украинские производители должны были конкурировать с импортной продукцией, — открыл истину один из руководителей экономического ведомства.

Проигрывают они, оказывается, не от того, что «имеют худшие условия для работы, а потому, что не понимают простого закона ведения бизнеса — ты можешь продать только то, что кто-то хочет купить».

 

 «Некоторые отечественные производители продолжают производить не то, что будет продаваться, а просто то, что они могут производить. То есть, предприятия не проводят модернизацию производства, при этом используют старые методы реализации продукции и соответственно теряют конкурентоспособность», — утверждает Олейников.

Моментом истины для отечественного производителя (если ICTV верно процитировал ньюсмейкера) должна стать «Программа активизации экономического развития на 2013—2014 гг.

 

 «Основная цель Программы дать возможность тому производителю, который способен производить новую продукцию, способен меняться, сотрудничать с потребителем и найти дешевые длинные деньги для того, чтобы или модернизировать производство, или создать новое», — с воодушевлением отметил главный «стратег» Минэкономразвития.

 

 Директора департамента экономического ведомства процитировали немало информагентств и интернет-изданий, но ни одно из них не попыталось вникнуть в суть сказанного. Все как один ограничились голым цитированием.

 

 Между тем обильный поток банальностей, которыми представитель одного из ключевых министерств осыпал украинское информпространство, все же заслуживает большего.

Во-первых, можно не согласиться, что «производители проигрывают не от того, что имеют худшие условия работы». Даже сравнивать не хочется экономические условия (ставки банковских кредитов, их доступность для малого и среднего бизнеса, корпоративную защищенность), в которых работают украинские предприятия и их зарубежные коллеги.

Любимый нынешними чиновниками рейтинг Всемирного банка Doing Business-2013 по степени благоприятности условий для ведения бизнеса поставил Украину на 137-е место. Для сравнения: Казахстан — на 49-м, «тоталитарная» Беларусь на 58-м, коммунистический Китай на 91-м, путинская Россия — на 112-м.

 

 Что мешало Украине, которая «хочет быть государством с развитой экономикой и открытым рынком», подняться выше? Не ненасытная ли коррупция чиновников и продажность политиков, которые формируют правила игры, в том числе в бизнесе?

 

 Вступление нашей страны в ВТО тоже было скороспелым. Об этом свидетельствует желание нынешней власти переиграть сразу 371 тарифную позицию. Кстати, заявка Украины на повышение ставок на импорт товаров вызвала вполне предсказуемую реакцию США и ЕС. И в Северной Америке, и в Европе считают, если Киев подымет пошлины, то должен будет компенсировать им пересмотр тарифов. А в ЕС говорят, что этот вопрос может оказать существенное влияние и на решение о подписании соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Украину в этой ситуации воспринимают как подругу, сходившую в ресторан за чужой счет, которая хочет отказаться от продолжения банкета.

 

 Не все так просто и с «простым законом бизнеса» — производи то, что можешь продать. На самом деле никто не будет выпускать продукцию, не имеющую гарантий сбыта. Другое дело, что товары и материалы по завышенным ценам шли и продолжают идти по каналам госзакупок. Украину в полной мере можно назвать страной «дружеского капитализма», когда любая пришедшая к власти команда старается сверху донизу (из центра до регионов) оседлать бюджетные потоки. А на внешние рынки предприниматели гонят сырье, потому что не уверены в стабильной политической обстановке, не готовы или не хотят вкладывать деньги в модернизацию (тут с г-ном Олейниковым можно согласиться). И ждут неприятностей для бизнеса после каждой избирательной кампании.

 

 «Программе активизации экономики», наверное, тоже не следовало бы так самозабвенно петь дифирамбы. Хотя должность обязывает. «2000» уже анализировали этот проект. При всех его положительных сторонах он тянет на программу стабилизации, а не активизации. К тому же не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: господдержку в рамках этой программы получат преимущественно приближенные к власти бизнесмены, среди которых немало тех, которые как раз «не проводят модернизацию и при этом используют старые методы реализации продукции». Если бы они не потеряли конкурентоспособность, то ничего не надо было бы «активизировать».

 

 Можно предположить, что оценка, данная г-ном Олейниковым отечественному товаропроизводителю, была вызвана гнетущими чувствами, которые посетили его на рабочем месте. Одной из важнейших функций Минэкономразвития является защита украинских предприятий на зарубежных и внутреннем рынках за счет участия в проведении антидемпинговых расследований.

 

 По сути это ведомство из благих побуждений занимается ограничением конкуренции. И для того, чтобы аргументированно защищать «своих», чиновникам приходится глубоко вникать в деятельность предприятий и гнобить «чужих».

 

 Однако известный американский экономист Пол Хейне, размышляя о роли государства в сохранении конкуренции в экономике, видимо, не случайно говорил, что «не стоит доверять козлу стеречь капусту».

 

 Процитируем классика: «История государственного вмешательства в экономическую жизнь показывает, что забота об индивидуальных интересах конкурентов играла в ней, во всяком случае, не меньшую роль, чем забота о конкуренции».

 

 Поэтому вырванная из контекста фраза г-на Олейникова, что по итогам «Программы активизации экономики», т. е. к 2015 г., бизнесменам, не готовым работать эффективно, придется найти другое занятие, при всей банальности сказанного может быть воспринята предпринимательской средой не очень красиво.

 

Ярослав ДМИТРЕНКО

Автор: | Комментарии (0) | Просмотров: 786