УКРАИНА

главная

 

экономика

 

политика

 

общество

Что нам сказать МВФ?
27-05-2013, 21:43 | Экономика |
 

  Международный валютный фонд (МВФ) вывесил на своем сайте аналитический доклад на тему, почему Украине нужно повысить тарифы на коммунальные услуги. Кроме этого, уже известны несколько основных его «хотелок», без которых выдача кредита в нынешнем году не представляется возможной. Среди пожеланий есть достаточно общие, а есть конкретные, которые могут здорово ударить по экономическому балансу в стране. Поэтому возникает вопрос: а стоит ли вообще брать кредит за такую цену? Тем более что Кипру, после того как его просто убили в финансовом плане, «щедро» выдали $1,3 млрд. на три года при реальной потребности в $23 млрд. 

 Итак, чего хочет МВФ, кроме вечного – повышения тарифов на газ? В МВФ настаивают, что в бюджете-2014 должна быть предусмотрена политика нулевого роста реальной заработной платы в государственном секторе. С этой целью, помимо обязательства придерживаться "консервативного портфеля расходов", установленного в рамках бюджета на 2013 год, украинскому правительству придется воздержаться от повышения зарплаты для первого базового разряда (852 грн.). Кроме того, в документе требуется удерживать темпы повышения минимальной заработной платы в соответствии с показателем среднегодового роста, составляющим 5%, как предусмотрено в бюджете на 2013 год. 

  Как относиться к такому требованию? Ну, теоретически это, конечно, зверство, потому что прожить на 852 грн. нельзя. Но практически – на них никто и не живет. Поэтому затягивание поясов от МВФ на доходах населения не отразится. В госсекторе работают те, кто могут себе это позволить по семейным обстоятельствам (родители богатые, супруги обеспечивают) или просто умеют извлекать выгоду из места сидения. Не удивительно, что под зданиями органов власти, милицией и прокуратурой, где официальные зарплаты гораздо ниже, чем в коммерческом секторе, автопарк припаркованных машин круче, чем под бизнес-центрами. Но МВФ этого не знает, а мы ему не расскажем. 

 Вторая излюбленная тема – повышение тарифов на газ для населения. Эту мантру они повторяют уже много лет, но просветление (у наших чиновников) не наступает. Поэтому им решили устроить сеанс углубленной терапии и в деталях рассказали, как это повлияет на социальную справедливость. Потому что сцуки-олигархи в своих восьмиэтажных домах сжигают невероятное количество дотационного газа, за которое государство платит коммунэнерго. А так они заплатят сполна. Зато бабулька в глухом селе под Крыжополем сможет получить персональную дотацию, если добредет куда надо и оформит сколько надо «паперов». После чего расходы бюджета на дотирование газа, потребляемого населением, упадут вдвое: с 4,4 млрд. грн. до 2,3 млрд. грн. И это невероятно положительно скажется на бюджете Украины и ее платежном балансе.

 Противный внутренний голос подсказывает мне, что эта красивая теоретическая комбинация на практике будет столь же бесполезна в плане сокращения расходов, как повышение пенсионного возраста для женщин. И пострадают, как всегда, не олигархи, для которых плюс-минус тысяча долларов – это бюджет карманных расходов на вечер. А те, кто живет от зарплаты до зарплаты. Но это так, детали. 

 На самом деле не эти требования самые ощутимые в плане последствий для украинской экономики. МВФ в этот раз решил порулить основательнее и выдвинул ряд претензий, которые действительно могут нарушить привычный ход экономического процесса. 

  Во-первых, отмена запланированного на будущий год снижения ставки НДС с 20%до 17%. Это плохо, потому что многие инвестиционные проекты готовились именно под будущее снижение НДС. Теперь их могут заморозить. 

 Во-вторых, непредоставление новых льгот при уплате налога на прибыль и отказ от льготных ставок этого налога. Не самая лучшая идея. Перед Евро-2012 именно льготы по налогу на прибыль дали толчок развитию отельного бизнеса в Украине. До этого у нас даже в столице не было нормальных отелей. Либо невероятно дорогие, либо «совок» и ужас. 

 Теперь появилось много небольших симпатичных отельчиков и хостелов. А в туристических регионах, таких как Львов, Закарпатье, Одесса, Крым и проч., и вовсе отельный бум. Гостиницы растут, как на дрожжах. И это колоссальный плюс для страны, которая хотела бы привлекать туристов. Скажу больше: появились гостиницы – появились и туристы. На майских праздниках в Киеве и Львове были толпы россиян и даже попадались стайки европейцев. 

 Поэтому налоговые льготы, если их грамотно выписать, не такая уж плохая штука. То, что теоретически бюджет не добрал на налоге на прибыль, компенсировано заработком в других сферах. Но как объяснить это друзьям из МВФ? Они живут в другом мире. И наши с ними миры не пересекаются. 

 Третья и самая опасная «хотелочка» МВФ – ликвидация трех из шести групп упрощенцев. Если это правда, то нашей налоговой системе грозит пушистый северный зверек. Потому что на упрощенцах держится вся деловая активность мелкого и даже среднего бизнеса. Повысить им налоги – это потратить кучу денег на администрирование и одновременно отобрать у людей кусок хлеба, который они честно зарабатывали, не прося ничего у государства. Самозанятые граждане, которых в прошлом году в стране было зарегистрировано 1,4 млн. (1,1 млн. из них стали "упрощенцами"), заплатили в бюджет 3,6 млрд. грн. налога на прибыль, то есть по 2,5 тыс. грн. с компании.

 Возможно, в Украине сложилась не совсем классическая модель налогообложения. У нас большие налоги платит большой бизнес, а маленькие – малый. Но по-другому ничего работать не будет. Крупный бизнес имеет свои способы защиты. Он минимизирует фискальную нагрузку тем, что выводит свои мегаприбыли в оффшоры. Гоняться за ним – это тяжелый и неблагодарный труд. Но этим занимаются специально обученные люди в налоговой. 

 Но ловить каждого дворника, каждого парикмахера или частного аптекаря – это же какие по масштабу силы нужно задействовать! И что в итоге удастся «слупить» сверх той суммы, что народ отдает добровольно? Копейки! 

 Кроме того, мы опять-таки нарушим плавное течение нашего экономического развития. Почему в Украине так хорошо развивается ресторанный бизнес? Почему у нас эта сфера уже конкурентна с Европой и даже лучше, если сравнивать по уровню обслуживания, цен и дизайну заведений? Потому что поставщики услуг и рестораны с оборотом до 1 млн. грн. входят во вторую категорию «упрощенцев». К третьей группе относятся физлица-предприниматели с оборотом до 3 млн. грн. в год и персоналом до 20 человек. Есть еще первая группа (портнихи, парикмахеры, рыночные торгаши и проч.) – 150 тыс. грн. в год, без наемных работников, размер единого налога – 1-10% от минимальной заработной платы.

 Что рекомендует Фонд украинским властям? Увеличить налоговую нагрузку на первую-вторую группы "единоналожников", ибо фиксированный размер налогов в этих группах слишком низкий. Также МВФ настаивает на уменьшении количества предприятий, которые могут работать во второй и третьей группах.

  Еще МВФ считает, что в рамках третьей группы должны работать только те предприятия, оборот которых ниже порога НДС (сейчас – 300 тыс. гривен в год). Часть бизнеса могла бы перейти на систему уплаты налога на доходы физических лиц или налога на прибыль предприятий, тем самым расширив базу этих налогов и социального взноса.

 По мнению Фонда, нужно также ликвидировать четвертую-шестую группы "единоналожников". В четвертую группу могут входить юрлица с оборотом до 5 млн. гривен и количеством работников до 50 человек. Их обкладывают налогом с оборота в размере 3% для плательщиков НДС, и 5% – для тех, кто его не платит. К пятой группе относятся физлица-предприниматели с оборотом до 20 млн. гривен и персоналом до 20 человек. Они платят 7% и 10% налога с оборота, в зависимости от уплаты НДС. Наконец, в шестую группу входят предприниматели-юрлица с оборотом до 20 млн. гривен и персоналом до 50 человек. Они также платят 7% или 10%.

 И снова мы стоим перед дилеммой: рассказывать ли МВФ, что во время принятия Налогового кодекса упрощенную систему уже пытались отменить, но это привело к массовым протестам предпринимателей? В результате систему оставили, поделив «упрощенцев» на четыре категории, к которым в середине 2012 года добавили еще две. Можно попробовать еще раз наступить на те же грабли, тем более что у нас есть традиционно два вида грабель, по которым мы ходим – новые и любимые. Но стоит ли? 

 Эксперты, которые отстаивают сторону МВФ, говорят, что надо все сделать, потому что в этом году у нас критически высокий уровень выплат по старым долгам Фонда – $5,8 млрд., и если мы не возьмем новые деньги, не рассчитаемся со старыми долгами. Противники МВФ настаивают, что именно такая логика и завела нас в «беличье колесо», когда для погашения старых долгов надо брать новые. И неприемлемые условия – хороший повод остановиться. Что же касается выплат, то как-нибудь погасим их. В конце концов, МВФ не враг себе: когда поймет, что ситуация накаляется, проведет реструктуризацию наших займов. 

 Кстати, насчет реструктуризации. В деловых кругах настойчиво ходит слух, что ни о каком транше в $15 млрд. речь уже не идет, и нам обещают предоставить лишь ту сумму, которую мы задолжали. Типа перекредитуют, чтобы не испортить себе баланс. 

 Так это или нет на самом деле, я не знаю. Как не знаю, какой выбор лучше: ввязаться в выполнение условий и взять кредит или не брать, влететь в репутационные риски, как говорят аналитики, но отсечь часть геморроя на будущее. 

 "Фактически МВФ предлагает Украине вернуть государственные финансы на уровень 2011 года, когда был зафиксирован дефицит 4,5% ВВП. Если сравнить это с уровнем прошлого года – 5,5% ВВП, – то это означает, что у МВФ нет серьезных ожиданий резкого снижения экономического роста в Украине», – говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. 

 Раз нет ожиданий снижения роста экономики, так, может, не стоит это снижение провоцировать? Тем более что Кипру, который влез в исторический банковский скандал в угоду кредиторам, за все его старания дали аж $1,3 млрд. кредита. Первый транш составит $110,7 млн. 

 При этом Кипр рассчитывал получить от международных кредиторов, включая МВФ, 10 млрд. евро. И с нетерпением ждет обещанные ему 9 млрд. евро от Евросоюза через Европейский стабилизационный механизм (ESM). А общие потребности острова во внешней помощи в настоящее время оцениваются в 23 млрд. евро. После того, что он наделал с оффшорами, эти потребности возросли ровно вдвое. 

Галина Акимова

Версии

Автор: | Комментарии (0) | Просмотров: 825