УКРАИНА

главная

 

экономика

 

политика

 

общество

Бюджетные проблемы Украины
22-04-2013, 13:42 | Политика |
 

Бюджетные дыры

Дефицит государственного бюджета Украины в марте 2013 года увеличился на 1,9 миллиарда гривен и по итогам первого квартала составил 4,2 миллиарда. Рост расходов госбюджета значительно опережает динамику поступления доходов.

Новоиспеченное сводное фискальное ведомство Александра Клименко провозгласило начало беспрецедентной программы по пресечению контрабанды «Держкордон-2013». Наблюдается рост показателей по сборам на таможне и доходам в госбюджет вследствие развития  фискального планирования. Однако утвержденная Верховной Радой в госбюджете на 2013 год «дефицитная яма» в 50 миллиардов гривен угрожающе разрастается.

Безжалостные цифры свидетельствуют, что вопреки спецоперации на границах бюджет таможни с начала текущего года выполняется еще хуже. В марте таможенная служба укрупненного министерства перечислила в бюджет на 711 млн. гривен меньше, чем должна была, а с начала года недостача достигла суммы в 1,9 млрд. гривен, что на 800 млн. превышает задолженность по зарплате по всей Украине.

После завершения 10 апреля в Киеве работы миссии МВФ, проинспектировавшей для Вашингтона состояние финансов Украины, Виктор Янукович поручил правительству внести изменения в государственный бюджет по итогам первого квартала. Они вызваны необходимостью решения социальных вопросов и вопросов развития регионов.

 

Киев между МВФ и Россией

Глава миссии МВФ Кристофер Джарвис заявил, что были проведены продуктивные переговоры, по результатам которых может быть подписано соглашение о резервном кредитовании. Условием переговоров о выделении новых кредитов должно стать выполнение Украиной мер по снижению бюджетного дефицита, проведение реформ энергетического и банковского сектора, включая повышение цен на газ для населения, сокращение дефицита НАК «Нафтогаз Украины», а также послабление привязки гривны к доллару.

Выйти из зависимости от внешней конъюнктуры в среднесрочной перспективе не удастся. Ориентиры ВВП и промпроизводства слишком завышены, они должны быть как можно скорее снижены, утверждают западные эксперты. Из 15 млрд. долларов, которые Киев хочет получить по новой программе МВФ, около 11 млрд. предназначены прежним кредиторам, причем 3 млрд. нужно выплатить самому МВФ. Вежливые слова, но не деньги – таков был итог второго в этом году визита делегации МВФ на Украину.

Украина сумела повысить объем резервов на 3,25 млрд. долларов благодаря трем выпускам еврооблигаций в период с ноября 2012 по апрель 2013 г. Однако она выплачивает по ним проценты в диапазоне от 7,5% до 7,8%, а это существенно больше, чем пришлось бы платить по кредиту МВФ или России. «По-видимому, пока международный рынок облигаций ликвиден, – комментирует решения украинской власти швейцарское издание Neue Zurcher, – Киев предпочитает высокий процент условиям, которые в обмен на предоставление более дешевых денег выдвигают МВФ или Россия. В случае Москвы речь идет о предоставлении ей доли в системе транзитных газопроводов».

Загнанные в угол запретом на валютное кредитование, нормативами валютной позиции и общей стагнацией экономики, банки охотно разбирают валютные облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) правительства. А оно активно занимает деньги на внешних рынках по ставкам существенно выше, подчеркивают западноукраинские эксперты, чем предлагает МВФ: «при стоимости кредитов фонда на уровне 3% годовых Минфин выходит на внешние рынки с бондами под 7,25% годовых». К апрелю объем свежих бондовых займов правительства составил уже 4,7 млрд. долларов, почти 2/3 нужд Минфина в валюте. Махинации на внешних рынках капитала для рефинансирования старых долгов пока Украине удаются.

 

ЕС с Украиной до ноября будет дружить

Бывший посол США в Украине Джон Хербст в своей регулярной колонке в The New York Times посоветовал ЕС вместе с подписанием Соглашения об ассоциации ввести персональные санкции против украинских должностных лиц, «причастных к избирательному правосудию». Однако воплощение Евросоюзом санкций в ближайшее время вряд ли состоится.

Во-первых, для  утверждения санкций, считают эксперты, нужна не только коллективная поддержка Высокого представителя Эштон и Коллегии Еврокомиссии, но и консенсус всех стран-членов ЕС. Во-вторых, опыт показывает, что введение в 2006 г. персональных санкций в отношении белорусов не привело к изменению внутренней политики Минска, и уже в 2009 г. ЕС приостановил санкции. Нужно было запускать проект «Восточное партнерство». В-третьих, вариант введения санкций неформально обсуждался в Брюсселе в конце прошлого года, но представители Польши и Литвы это мероприятие раскритиковали и не позволили довести дело до конца.

«Восточное крыло» ЕС предлагает отделить экономические проблемы в отношениях с Киевом от «политических критериев», указывая на то, что так сформировано само положение о намечаемой зоне свободной торговли с Украиной. Кроме того, чиновники ЕС не хотят обострять отношения с украинской элитой до саммита Восточного партнерства в ноябре нынешнего года. Но если Соглашение об ассоциации так и не будет подписано, ЕС потеряет не только прописанный в положениях Соглашения механизм урегулирования торговых разногласий, но и инструмент нормализации политических отношений.

Экономические санкции тоже пока приглушены, как и разногласия с ВТО и Энергетическим сообществом. Польша, в отличие от Украины, вероятнее всего, будет участвовать в российском проекте «Ямал-Европа-2». Киев пока не предоставил Брюсселю обоснование своего решения относительно повышения ввозных пошлин на автомобили, которые по-крупному задевают интересы не только ЕС, но и важных экспортеров автомобилей из США и Японии. ЕС контролирует квоты на украинское зерно и продукцию черной металлургии – главные статьи украинского экспорта и источники прибыли приближенных к украинскому правительству олигархов.

 

В этом году судьба украинской экономики – в руках Таможенного союза

12 апреля в Киеве министр Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Валерий Корешков и министр экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов утвердили План мероприятий по реализации Меморандума о сотрудничестве по вопросам технического регулирования. Дальнейшее сотрудничество в сфере технического регулирования между Украиной и ЕЭК должно повысить эффективность взаимодействия в области промышленности и предпринимательства,  расширить номенклатуру взаимной торговли, способствовать повышению товарооборота между Украиной и Таможенным союзом.

В то же время ЕЭК с 15 мая по 14 июля 2013 года проведет повторное расследование размера ставок антидемпинговых пошлин в отношении некоторых видов труб, производящихся на Украине и ввозимых на территорию Таможенного союза. «Решение принято на основании результатов рассмотрения заявления предприятий «Интерпайп Нижнеднепровский трубопрокатный завод», «Интерпайп Новомосковский трубный завод», «Интерпайп Нико Тьюб», которые являются производителями стальных труб в Украине и осуществляют поставки некоторых видов стальных труб в Таможенный союз», – говорится в сообщении комиссии.

Согласно договору между Украиной и странами Таможенного союза от 22 сентября 2011 года, пошлины на ряд продукции металлургии не взымаются, так как Украина взяла на себя добровольное обязательство поставлять данный вид товара в рамках определенных квот. Поскольку половину доходов украинского бюджета формирует металлургия и предприятия торговли, от устойчивости и доходности этих сфер зависит положение украинской власти в первом полугодии. Без преувеличения можно сказать, что судьба украинской экономики, вступившей в период рецессии, находится в руках Таможенного союза.

В 2012 году крупнейшими получателями бюджетного возмещения НДС стали предприятия металлургической отрасли (18,4 млрд. грн. – 40% общих выплат), машиностроители (4 млрд. грн.) и аграрии-зернотрейдеры (4 млрд. грн.), производители минеральных удобрений (1,5 млрд. грн.) и предприятия торговли (2,1 млрд. грн.). В 2012 году государство полностью оплатило украинским предприятиям заявленные объемы возмещения НДС – 43,3 млрд грн.

* * *

Пока США угрожают санкциями  и упражняются в рецептах по выстраиванию нужных взаимоотношений с украинской властью, а позиция ЕС к Украине стала напоминать позу аффилированного павлина, предельно гордого своим разноцветным хвостом, Таможенный союз на самом деле спасает украинский бюджет, способствуя повышению товарооборота между Украиной и ТС.

Автор: | Комментарии (0) | Просмотров: 1538