УКРАИНА

главная

 

экономика

 

политика

 

общество

Мутные аферы «Нафтогаза» бросают тень на Норвегию: масштабы украинского воровства потрясли европейцев
23-04-2012, 09:35 | Экономика |
 

Интервью с норвежскими чиновниками проливает новый свет на мутные украинские сделки в 2011 году, когда буровые установки, проданные норвежскими компаниями неизвестным лицам были перепроданы украинской государственной нефтяной компании в предполагаемо договорных тендерах за немыслимые деньги.

Украинская государственная черноморская газовая и нефтяная компания «Черноморнафтогаз» (ЧМНГ), до 2010 года мелкая и умирающая, неожиданно стала одним из крупнейших украинских инвесторов в 2011 году, потратив около 950 миллионов долларов на покупку новых буровых установок и кораблей поддержки, большая часть которых приобретена у Норвегии. Эти покупки были профинансированы материнской компанией ЧМНГ, украинским национальным газовым оператором «Нафтогаз Украины», который сам по себе зависит от государственных денежных вливаний, чтобы оставаться на плаву. Существуют сильные подозрения, что ЧМНГ потратил столько денег не из-за богатств черноморского шельфа, а из-за возможности выкачать сотни миллионов долларов из государства.

Эза Икёхоймонен, главный финансовый руководитель «Norway's Seadrill», второй по величине в мире компании по шельфовому бурению, подтвердил в интервью нашему сайту, что Seadrill в апреле 2011 года продала свою буровую установку «West Juno» британской компании «Highway Investment Processing» за 248,5 миллиона долларов. Параллельно приобретению буровой установки от «Seadrill», «Highway Investment Processing» (HIP) участвовала в украинском тендере на продажу установки с такими же спецификациями для ЧМНГ – и выиграла тендер, предположительно продав за 400 с лишним миллионов буровую установку, только что приобретённую у Seadrill за 248,5 миллиона.

Это произошло почти ровно год назад, и за этим последовало второе идентичное дело в октябре 2011 года. Скандал вызвал волны по Украине, заставляя правительственных чиновников и руководство государственной компании в прямом эфире отрицать обвинения, но преимущественно они не смогли избежать подозрений. В Норвегии, между тем, пресса полностью пропустила историю, не взирая на вовлечённость местных героев в лице «Seadrill», компании с рыночной капитализацией около 17 миллиардов, которой владеет богатейший человек Норвегии, танкерный король Джон Фредериксен, являющийся одновременно и главой правления.

«Для меня это новость», – сказал Икёхаймонен о продаже буровой установки, которая принадлежала « Seadrill», компании ЧМНГ за 400 миллионов. «Вы говорите, что украинское правительство, которое стало конечным владельцем этой буровой установки, заплатило 400 000 000 за нашу установку и проводило тендеры на аналогичные установки?» Он назвал цену 400 миллионов долларов «бессмысленной», но настоял на том, что компания до сих пор ничего не знала ни о каких скандалах в Украине.

На вопрос, почему «Seadrill» не принимала непосредственное участие в украинском тендере, который теоретически мог бы принести компании дополнительные 150 миллионов долларов за ту же установку, Икёхаймонен ответил: «Мы никогда не слышали о таком тендере. Если бы я узнал о таком тендере, я, безусловно, заинтересовался бы, но у меня были бы определенные подозрения, почему кто-то платит 400 миллионов за то, что стоит меньше».

Икёхаймонен сказал, что «Seadrill» заключала сделку непосредственно с представителями «Highway Investment's». Люди из HIP были «английскими гражданами», но он не может назвать их имён, поскольку не встречался с ними персонально. Он сказал, что в сделку не было никакого вмешательства украинских чиновников или управленцев из государственной компании. «Seadrill» не раскрывают благоприобретателей или представителей «Highway Investment». «Что случилось после продажи нашей вышки – не наше дело», заявил Икёхаймонен.

Сотрудник «Seadrill», персонально ответственный за продажу, Ян Олаф Остус, сказал нашему сайту, что факт поставки вышки в Украину был «частью бэкграунда» сделки, и что покупающая структура за спиной «Highway Investment» была из «энергетического бизнеса», но он не может раскрыть, кто именно.

Икёхаймонен сказал, что «Seadrill» получила «хорошую рыночную цену» за вышку от посредников, уточнив, что новая вышка, полностью готовая к бурению, стоит порядка 230 миллионов, и что «компания довольна сделкой». «Seadrill» заработали на сделке 23 миллиона долларов.

Аналитики говорят, что «Seadrill» действительно получили хорошую цену за буровую установку, но концепция рыночной цены не подходит к негибкому рынку самоподъёмных буровых установок, предназначенных для бурения на мелководье. Единственной сравнимой сделкой в 2012 году была покупка ЧМНГ у Норвегии второй буровой установки, что будет обсуждаться ниже. «Даже через год, когда рынок улучшился, я всё равно называю это чрезмерной ценой», говорит Кетил Гарстад из «Arctic Securities» относительно продажи этой буровой установки.

 

Подстроенный тендер

Украинские медиа утверждают, что украинский тендер было подстроен, поскольку разница между проигравшей и выигравшей ставкой была всего около 10 миллионов. Украинские законы обязывают государственные компании проводить предварительные тендеры с более одного участника и публиковать их результаты.

Более того, и британская «Highway Investment» и новозеландская «Falcona Systems», которая была выставлена против неё, имеют в своей структуре управления одних и тех же латвийских директоров – Эрика Ванагельса и Стэна Горина. Это указывает, что обе компании действуют в рамках инкорпорированной сети, управляемой латвийскими банками, предназначенными для отмывания «серых» и «чёрных» денег. «Highway Investment» имеет счёт в «Latvia's Trasta Komercbanka», как указано в копии контракта с ЧМНГ, предъявленной прессе.

Компании, в которые вовлечены латвийские псевдо-директора Эрик Ванагельс и Стэн Горин, публично назывались в 2009 и 2010 годах причастными к скандальным поставкам оружия в Южный Судан, а также к коррупционному скандалу, связанному с поставками в Украину вакцин от гриппа. Но Икёхаймонен заявил, что «Seadrill» поступила «разумно», не проверяя покупателей, и что использование посредников достаточно обычно в этой ветви бизнеса.

«Seadrill» анонсировал сделку 13 апреля, после того, как «Highway Investment's» опубликовал объявление о своей победе, и также произошло с этой компанией в третьем квартале 2011 года.

Украинские чиновники говорят, что разница в цене объясняется дополнительным оборудованием и аксессуарами, которые были поставлены вместе с буровой установкой, когда её перемещали в Чёрное море. «Сначала мы провели тендер, соблюдая все правила, потом мы не делали секрета, что стоимость самой платформы составляет 250 миллионов долларов… Мы взяли платформу с минимумом оборудования, и на неё было поставлено дополнительное оборудование, чтобы действовать ув Чёрном море», объяснил глава «Нафтогаз Украины» Евгений Бакулин по телевидению в июне 2011 года, как сообщает «Интерфакс Украина». Согласно Бакулина, дополнительное оборудование на сумму 150 миллионов было необходимо, чтобы защититься от природных катастроф, подобных катастрофе «Deep Horizon» 2010 года в Мексиканском заливе.

Ни тендерная документация, ни контракт между ЧМНГ и «Highway Investment» не содержат указаний относительно дополнительного оборудования кроме самой буровой установки. «Это чрезвычайно большие деньги за запчасти и оборудование», прокомментировал Икёхаймонен, говоря, что буровая установка уже была готова к бурению и уже действовала некоторое время в Бурме.

Икёхаймонен, который уйдёт из «Seadrill» во второй половине 2012 года, добавил в своём комментарии по электронной почте, что «в моём понимании последующая сделка включала в себя больше, чем просто буровую установку».

 

Скрывая «Highway Investmen

Гуттрон Бернсен, брокер, ответственный за сделку в «Norway's Platou», крупнейшей в мире компании по таким сделкам, когда его спросила норвежская газета «DagensNaeringliv» про Highway Investment, сказал «Компании, о которой вы спрашиваете, не существует».

После показа документов о трансферах средств между «Highway Investment» и «Platou» Бентсен объясняет разницу между 248,5 млн. покупки и 400 миллионов продажи таким образом: «В промежутке была произведена модернизация буровой установки и транспорта, к ней прилагающегося. Затем была покупка вертолёта и суден снабжения, и ряда других вещей. Когда вы сложите всё это, то получите нужную сумму».

Судно поддержки не проясняет, а лишь добавляет тумана в эту мутную историю.

Украинская государственная тендерная информация показывает, что ЧМНГ действительно получило судна поддержки в марте 2011 года, но не как часть сделки по приобретению буровой установки, а в двух отдельных параллельных тендерах. ЧМНГ приобрело два якорных тягача (anchor-handling tug ships – AHTS) за 120 миллионов и два быстроходных судна поддержки за 34,7 миллиона долларов у британской компании «Verylux Company Ltd» в конце марта 2011 года. «Verylux Company» имеет реквизиты, идентичные «Highway Investment» и зарегистрирована по тому же британскому адресу.

Судна AHTS, поставленные ЧМНГ по цене 60 миллионов за штуку были «Petra Admiral»  и «Petra Majestic», проданные малайзийским оператором «Petra Perdana Berhad» неизвестному покупателю за неопределённую сумму, в соответствии с регистрационными записями, которое есть у ЧМНГ, как текущего владельца кораблей. Ни ЧМНГ, ни «Нафтогаз Украины» не ответили на наши запросы, чтобы подтвердить или опровергнуть эту информацию.

Согласно данным судостроительной компании «Labroy Marine», цена на эти корабли была по 45 миллионов за штуку в 2007 году, когда цены были на пике рынка. Затем цены обрушились на 50% в 2009 во время экономического кризиса. Мартик Кумбе из брокерской компании «Marcon International» говорит, что цена за подобные корабли AHTS в 2011 году была в пределах 30-35 миллионов за штуку.

Два оставшихся корабля поддержки, которые теперь действуют в составе ЧМНГ, «Ocheretay» и «Kalos Limen», были поставлены «Damen Shipyards Singapore», согласно их записям. Они отказались назвать оригинальную цену продажи. Капитан Торк Бакли, азиатский редактор издания «Superyacht Report», называет максимальную цену обоих кораблей вместе в 15 миллионов долларов, в зависимости от начинки. ЧМНГ приобрела пару у уже названной «Verylux Company» за 34,7 миллиона, согласно тендерной документации.

Бентсен, который был брокером буровой установки «West Juno» в тандеме с московским брокером «Platou» Оддом Арильдом Эспедалом, покинул компанию в первом квартале 2011 года по причинам, официально не связанным с этой сделкой. Эспедал отказался общаться с нашими журналистами.

 

Стандартная процедура

В сентябре и октябре прошлого года украинская ЧМНГ проводила тендер на покупку второй буровой установки, со ставками, снова составившими около 400 миллионов долларов. Тендер был выигран со ставкой в 398 миллионов маленьким латвийским кораблестроительным предприятием «Riga Shipyard», который никогда не строил буровых установок. Платежи по этому контракту в последнем квартале прошлого года фактически утроили оборот латвийской компании, согласно её финансовым документам.

Параллельно тендерному процессу в Украине, в Норвегии маленькая сервисная компания «Standard Drilling» продала буровую вышку с параметрами близкими к «West Juno», но ещё в процессе производства, начатого компанией «Keppel's yard» в Сингапуре. Продала она её «неназванной британской компании». Продажа была анонсирована 1 сентября.

Не взирая на то, что в качестве покупателя была названа британская компания, «Standard Drilling» продала свою буровую установку «украинской компании», заявил глава отдела исследований рынка «Platou» Андерс Бергланд, не называя покупателя. Ведущая база данных мирового флота буровых установок «Riglogix» числит ЧМНГ новым владельцем буровой установки. Компания «Caspian Shipyard Company», которая пересобирала «West Juno» в Турции после её транзита через Босфор, также подтвердила, что вторая буровая установка класса Keppel будет также проходить по этому маршруту в Чёрное море в 2012 году, что указывает на установку, принадлежавшую «Standard Drilling».

Согласно Бергланду, «Standard Drilling» продала свою буровую установку за 220 миллионов. Счета компании показывают, что она заработала на сделке 37 миллионов.

CEO «Standard Drilling» Мартин Нес отказался комментировать сделку, но подтвердил, что продажа буровой установки была осуществлена Гуттроном Бернстеном, после того, как тот покинул «Platou». Бернстен отказался это обсуждать.

Марк Джексон, который был CEO «Standard Drilling» во время сделки, внезапно ушёл в отставку в ноябре 2011 года. В феврале он был обвинён в США за подкуп нигерийских чиновников на своей предыдущей работе. «Сделка с буровой установкой не имеет ничего общего с Джексоном», настаивает Мартин Нес в комментарии нашему сайту. Джексон отказался комментировать эту тему.

Украина продолжает становиться всё более непрозрачной для бизнеса – это не является сюрпризом для тех инвесторов, которые наблюдают за страной с возрастающей тревогой. Между тем, Норвегия обычно входит в первые ряды рейтингов по борьбе с коррупцией, в том числе находится на 6-м месте в последнем рейтинге «Transparency International», названном «Corruption Perceptions Index», в котором Украина занимает 152 место. Но плохие деньги портят хорошую репутацию, и сделки с Украиной в 2011 году бросают тень на репутацию Норвегии.

Источник: Ukraine's murky Black Sea tenders cast shadow over Norway

Автор: Грехэм Стэк, перевод Александра Роджерса, "Хвиля" Источник - Хвиля.| Комментарии (9) | Просмотров: 1526