УКРАИНА

главная

 

экономика

 

политика

 

общество

Экономика предвыборных стереотипов
11-04-2012, 15:26 | Экономика |
 
Кабинет министров зарегистрировал в парламенте изменения в закон о бюджете на текущий год. Согласно этому документу, доходы казны предлагается увеличить на 33,3 млрд. грн., в том числе общего фонда на 28,8 млрд. грн. Из этих сумм 18,2 млрд. грн. пойдет на реализацию социальных инициатив президента, остальные – на разогрев экономики. Экспертов происходящее не удивляет: выборы, однако…

Закон небольшой, однако, как все изменения в действующие законодательные акты, сложный для прочтения. Понять, откуда правительство возьмет 33,3 млрд. грн. достаточно сложно. Официально объявлено, что источниками увеличения доходов общего фонда государственного бюджета являются экономический рост и детенизация, плата за административные услуги, а так же премии за подписания соглашений о распределении продукции.
В самом законе мы видим, что Кабмин рассчитывает получить немалые средства от уплаты предприятиями электроэнергетической и угольной отраслей налогового долга по налогу на прибыль, дополнив ст. 4 несколькими пунктами. Также власть имеет виды на поступления от уплаты дивидендов, начисленных на акции по результатам финансово-хозяйственной деятельности «Нефтегаза Украины» за 2011 год. Кроме того, увеличены пределы возможных госгарантий с 5 млрд. грн. до 15 млрд. грн.
Все это, по мнению экспертов, является типичным проявлением предвыборной экономической политики. Причем, характерной не только для Украины, но и для мира. Чтобы не быть голословными, приведем исследование Международного фонда Блейзера под названием «Экономика Украины в преддверие парламентских выборов», которое было презентовано исполнительным директором фонда Олегом Устенко на недавнем круглом столе.
Итак, как свидетельствует международный опыт, политические лидеры практически всегда используют инструменты макроэкономической политики для того, чтобы заручиться поддержкой электората и максимизировать эту поддержку в преддверии выборов.
Сюда относится ослабление бюджетной политики (более высокие расходы и уменьшение доходов бюджета), и как следствие – рост дефицита бюджета. Ослабление монетарной политики (уменьшение процентных ставок, уменьшение объема резервов с целью поддержания стабильного обменного курса). Отказ от приватизации или диаметрально противоположное решение об увеличении объемов приватизации. Иногда используется даже национализация.

Естественным признаком приближающихся выборов является и отказ от болезненных, но необходимых реформ; усиление (по мере возможности) элементов протекционистской политики; активный поиск международных контрактов для отечественных компаний (как государственных, так и негосударственных). Кстати, последний тезис легко объясняет, зачем в измененном бюджете предложили повысить размер государственных гарантий. Как раз для этого.
Также мировая практика свидетельствует, что в зависимости от основного электората «удар» сосредотачивается либо на увеличении социальных расходов, либо на снижении налогов (налоговой реформе). Также возможен комбинированный подход. В нашем случае, как видим, выбран первый путь.
Наиболее часто применяемыми шагами, которые влияют на увеличение расходной части бюджета, являются: реформа социального обеспечения; пенсионная реформа; реформа системы образования; реформа системы здравоохранения; увеличение социальной помощи различным группам населения (малоимущим, людям старшего возраста, молодежи, семьям с большим количеством детей и т.д.); увеличение расходов на оборону; увеличение объемов государственных заказов.
В некоторых странах наиболее часто применяемыми шагами, влияющими на уменьшение доходной части бюджета, являются различные формы уменьшения налогов. Как правило, снижение уровня подоходного налога. В нашем случае этого не планируется, у нас другая специфика.
Вообще, если уже говорить о специфике, то надо отметить, что Украина относится к числу государств с часто проводимыми выборами. Политические соревнования происходят у нас в среднем каждые 2-3 года. «Учитывая, что предвыборная кампания начинается в среднем за год до выборов, период «выборного затишья» сокращается до 1-2 лет, – говорит Олег Устенко. – Соответственно, чем короче политический цикл, тем сложнее реализация последовательной и системной государственной политики.
За последние 15 лет в Украине наблюдались всего три периода относительно длительного политического «затишья» – 2000-01 гг., 2008-09 гг. и 2010-11 гг. Несмотря на очевидные отличия в экономической ситуации в эти периоды, их объединяющей чертой является ускорение экономических преобразований в стране, а также усовершенствование рыночных механизмов…».

За многие годы перманентных выборов в Украине сложился стереотип экономической политики «межсезонья». Это удержание стабильного обменного курса, как одного из главных индикаторов успешности экономической политики правительства. Усиление административного регулирования ценообразования (атавизм советского мышления, но без него никак, особенно если гречка дорожает или сахар). Ослабление фискальной политики (значительной повышение социальных выплат населению). Замедление экономических реформ и трансформационных преобразований.
Увы, но политика, которая нравится электорату, может быть вредной для экономики. А если с такой политикой затягивать, последствия могут быть весьма неприятными. «Абсолютно слабая макроэкономическая политика в такие периоды привела к накоплению экономических диспропорций, которые стали одной из главных причин того, что Украина наиболее сильно пострадала от мирового экономического кризиса 2008 году», – говорит Олег Устенко.
Фактически Украина уже 7 лет (с перерывом на непопулярные реформы 2011-го) ведет политику в стандарте политического межсезонья. У нас устойчиво высокий уровень инфляции (в среднем более 10% в год в течение 2003-2010 гг.). Поддержка фиксированного обменного курса на фоне высокой инфляции, которая привела к снижению конкурентоспособности. В результате, значительное положительное сальдо счета текущих операций 2002-2005 гг. сменилось растущим дефицитом счета текущих операций, которое в 2008 г. достигло 7% ВВП. Значителен рост внешней задолженности частного сектора экономики.
Разобраться с этими проблемами позволяет 2-летний период затишья в избирательном процессе, который наступает после парламентских выборов 2012 года. Это уникальная возможность для осуществления необходимых, но политически и социально болезненных экономических реформ в стране. Условия для этого есть.
«Ожидается, что во втором полугодии 2012 года темпы роста мировой экономики ускорятся, что окажет поддержку экспорту и, соответственно, экономическому росту Украины, – отмечает г-н Устенко. – Вероятным является возобновление сотрудничества с МВФ, поскольку исчезнет политическая составляющая, препятствующая выполнению требований МВФ в предвыборный период. Сотрудничество с МВФ откроет доступ к наиболее дешевому внешнему финансированию; улучшит сотрудничество с другими международными финансовыми институтами; повысит доверие внешних инвесторов, что позволит рефинансировать значительные внешние обязательства страны; снизится давление на платежный баланс Украины, а значит и на обменный курс гривны».
Вместе с тем эксперты фонда Блейзера видят и поводы для беспокойства. В частности углубление рецессии в мировой экономике может спровоцировать вторую волну кризиса. А украинская экономика остается уязвимой к внешним факторам влияния. «В отличие от 2008 года, когда кризису предшествовали 7 лет быстрого экономического роста, на сегодня «подушка безопасности» намного скромнее. Несмотря на то, что возможное падение экономического роста при таком сценарии будет значительно меньшим, чем в 2008 году, социальные последствия могут быть намного более ощутимыми», – подытоживает Олег Устенко.

Автор: Галина Акимова Источник - Версии.| Комментарии (7) | Просмотров: 1210